Арочные трубопроводы
АРОЧНЫЕ ТРУБОПРОВОДЫ (а. arch pipeline; н. Bogenrohrleitungen; ф. соnduites sur cintres; и. tuberнas sobre arсоs) — разновидность надземных переходов, выполняемых в виде арки; сооружаются через различные препятствия. Наиболее часто арочные трубопроводы прокладывают при необходимости обеспечить заданные размеры пролёта в месте пересечения транспортных магистралей (шоссейных и железных дорог, судоходных каналов и т.п.).
Арочные трубопроводы сооружаются также в тех случаях, когда установка промежуточных опор существенно увеличивает стоимость конструкции (при пересечении ущелий, глубоких оврагов и т.п.). Опоры арочных трубопроводов воспринимают действие вертикальных и горизонтальных реакций; под нагрузкой (от собственного веса и транспортируемого продукта) конструкция работает главным образом на сжатие, что позволяет увеличивать длину пролёта.
По конструктивному исполнению различают арочные трубопроводы: без вспомогательных конструкций; с увеличенной жёсткостью (либо с помощью стоек и тросовых оттяжек, либо за счёт объединения двух и более связанных трубопроводов); с вспомогательными конструкциями, увеличивающими поперечную жёсткость; с прокладкой труб по арочному мосту. Действие вертикальных и горизонтальных реакций (распор) в арочном переходе передаётся либо непосредственно на прилегающий трубопровод, либо на специальные упоры. Простейшие однотрубные переходы арочных трубопроводов не требуют устройства опор, т.к. вертикальные нагрузки (от веса трубопровода с продуктом) передаются непосредственно на грунт. При значительной длине пролёта или сооружении трубопровода на слабых грунтах в качестве опор арочные трубопроводы используют железобетонные плиты.
С целью облегчения монтажа арочные трубопроводы обычно выполняют из прямолинейных отрезков труб с гнутыми криволинейными вставками. Длина перекрываемого пролёта однотрубного арочного трубопровода определяется поперечной устойчивостью арки, для увеличения которой связываются две (или более) трубы. При перекрытии пролётов значительной длины вместо одного трубопровода ставят два меньшего диаметра, которые связываются между собой распорками, а при необходимости укрепляются раскосами. Расстояние между трубопроводами зависит от длины пролёта и ветровой нагрузки. Поперечная и вертикальная жёсткость, а также общая несущая способность арочных трубопроводов увеличиваются различными вспомогательными конструкциями. Поперечная жёсткость однониточного перехода повышается при установке по бокам вспомогательных арок, что почти полностью разгружает основной трубопровод от ветровых нагрузок. Вспомогательные арки имеют меньшее сечение, с основной аркой связываются распорками.
При наличии нескольких ниток трубопровода, каждая из которых имеет свой режим работы, а также при больших перепадах температуры транспортируемого продукта сооружают арочные трубопроводы с переходами, в которых трубопроводы не испытывают нагрузки; несущей конструкцией при этом обычно является арочный мост. См. также Надземный переход трубопроводный.