Автодорожный тоннель
АВТОДОРОЖНЫЙ ТОННЕЛЬ (а. traffic tunnel; н. Autobahntunnel; ф. tunnel autoroute; и. tunel en carretera) — служит для движения автомобильного транспорта в горах (горный автодорожный тоннель), под водой (подводный автодорожный тоннель), упорядочения движения наземного транспорта на городских улицах и дорогах (городской автодорожный тоннель).
Строительство автодорожного тоннеля (рис. 1) началось в 20 веке с развитием автомобильного транспорта и сети автомобильных дорог.
Автодорожные тоннели сооружают для 2-, 3-, 4-, 6- и 8-полосного движения автотранспорта в одном, иногда в двух ярусах. В зависимости от глубины заложения тоннельной конструкции от поверхности земли или воды различают автодорожные тоннели глубокого (более 10-12 м) и мелкого (менее 10-12 м) заложений.
В плане автодорожных тоннелей могут располагаться на прямых и криволинейных участках; в последнем случае минимально допустимый радиус кривизны 400-250 м. Продольный профиль автодорожного тоннеля имеет односкатное и двускатное выпуклое (горные автодорожные тоннели) или вогнутое (подводные и городские автодорожные тоннели) очертания. Максимальный продольный уклон проезжей части автодорожные тоннели 40‰ (в особых случаях 60‰), минимальный — 3‰. В соответствии с инженерно-геологическими условиями и способом производства работ автодорожные тоннели имеют сводчатое, круговое или прямоугольное очертания.
Размеры поперечного сечения автодорожных тоннелей выбирают с учётом габаритов приближения строений и оборудования (ГОСТ 24451-80) и размещения эксплуатационных устройств. Наиболее распространённые способы строительства автодорожных тоннелей; в горах — горный с применением буровзрывных работ или тоннелепроходческих машин и щитовой, под водой — щитовой или опускных секций; в городах — преимущественно открытый способ работ. В определённых условиях применяют способ проходки продавливанием, химическое закрепление и искусственное замораживание грунтов, водопонижение и др.
Обделки автодорожных тоннелейвыполняют из бетона, железобетона, чугуна или стали; обделки сводчатого очертания — чаще всего из монолитного или набрызг-бетона в виде пологого или подъёмистого свода, опирающегося на породу, и замкнутого очертания с обратным сводом (рис. 2, а). Круговые обделки (рис. 2, б) собирают из отдельных железобетонных или металлических элементов сплошного или ребристого сечения — блоков или тюбингов, соединяемых между собой болтами, фиксаторами, сваркой арматурных выпусков и др.
Обделки прямоугольного очертания выполняют в виде рамных конструкций из монолитного или сборного железобетона (рис. 2, в). В местах въездов и выездов горных автодорожных тоннелей устраивают несущую и ограждающую подпорную конструкции — портал, который обеспечивает устойчивость откосов подходной выемки и архитектурно оформляет тоннель. Подъездные участки городских и подводных автодорожных тоннелей в большинстве случаев выполняют в виде рампоконструкций переменной по длине высоты.
Все автодорожные тоннели оборудуют системами и устройствами, обеспечивающими нормальные условия эксплуатации, — водоотводными, осветительными, вентиляционными и др. Подача воздуха в автодорожные тоннели достигает нескольких тысяч м3/с (например, в автодорожных тоннелях Сен-Готард дебит воздуха 2152 м3/с, что соответствует прохождению 1850 машин/ч). Для создания безопасных условий автодорожные тоннели оснащают современными средствами связи, сигнализации и противопожарной защиты. Основные параметры крупных автодорожных тоннелей см. в (табл.).