Автосамосвал подземный
АВТОСАМОСВАЛ ПОДЗЕМНЫЙ (а. underground hauler; н. Grubenselbstkipper; ф. camion-benne pour travaux souterrains; и. camion basculante para trabajos subterraneos) — грузовой автомобиль с саморазгружающимся кузовом, применяемый для транспортировки горной массы по подземным выработкам с углом наклона до 10-12°.
Автосамосвалы подземные на базе обычных самосвалов, оборудованных очистителями выхлопных газов, начали использоваться на подземных работах в США в 1950-х гг. Различают автосамосвалы подземные с опрокидным кузовом и телескопически выдвигающимся устройством, обеспечивающим разгрузку через задний борт автомобиля.
Автосамосвалы подземные отличаются небольшой высотой (до 2,5 м), малым радиусом поворота, хорошей манёвренностью; двигатели оборудуются газоочистителями-нейтрализаторами выхлопных газов. Некоторые типы автосамосвалов подземных снабжены двойным рулевым управлением. В CCCP применяют автосамосвалы подземные МоАЗ-6401-985 с опрокидным кузовом грузоподъёмностью 20 т и дизельным двигателем мощностью 147 кВт; производительность около 300 т в смену при расстоянии транспортирования 400-600 м. Разрабатываются новые модели отечественных автосамосвалов подземных грузоподъёмностью до 35 т.
За рубежом используются автосамосвалы подземные грузоподъёмностью 12-45 т фирм "Joy" (США), "Mining Transportion" (Швеция), "Blaw-Knox Comp." (Франция) и др. Ведутся работы по созданию малотоксичных двигателей для автосамосвалов подземных.