Башенный копер

Монолитные жб башенные копрыБАШЕННЫЙ КОПЁР (а. tower head-frame, head-gear; н. Forderturm; ф. tour de chevalement; и. castillete de forre de extraccion) — постоянное сооружение, возводимое над устьем ствола глубокой (обычно свыше 500 м) шахты.

Башенный копер предназначен для размещения подъёмной машины, электрического и другого оборудования, обеспечивающего движение в стволе подъёмных сосудов (клетей и скипов). Башенный копер возводят из монолитного железобетона, сборных железобетонных, металлических, смешанных строительных конструкций. В СССР наиболее распространены монолитные железобетонные башенные копры (рис. 1), возводимые с помощью передвижной опалубки.

С 70-х гг. также широко применяются башенные копры из металлического каркаса и навесных ограждающих конструкций (рис. 2), которые позволяют полностью совместить во времени возведение Башенного копра и проходку ствола.

Металлический каркас копра собирают на специальной монтажной площадке и затем в минимальные сроки (5-6 ч) надвигают на устье ствола. Высота башенного копра обычно 80-110 м, масса 3-6 тысяч т.

Монтаж башенного копраС целью ускорения строительства шахты башенного копра нередко используются для проходки стволов. Для этого в стенах и перекрытиях копра устраивают дополнительные отверстия, через которые пропускают канаты проходческих лебёдок и временных подъёмных машин. В нижней части башенного копра размещают проходческое оборудование, разгрузочный станок, нулевую раму, механизмы для открывания ляд, устройства для приёма бетона и др. В ряде случаев используются многоканатные подъёмные машины, которые переоборудуются на период строительства шахты в одноконцевые проходческие.



Android-приложение
Отраслевые новости:
Аналитика