Бингем

Карьер БингемБИНГЕМ (Bingham) — одно из крупнейших в мире медно-порфировых месторождений в США (штат Юта). Разрабатывается с 80-х годов 19 века. В 1904 введён в эксплуатацию меднорудный карьер "Бингем-Каньон" компании "Kenneсоff Copper Corp.".

В геологическом строении рудного поля принимают участие верхнекаменноугольные кварциты и известняки, смятые в складки и разбитые разломами северо-восточного и северо-западного простирания, и прорывающие их штоки верхнеэоценовых гранитоидов. К одному из них — штоку Бингем, сложенному в основном монцонит-порфирами, приурочено молибденово-медное оруденение. Этот шток имеет трубообразную форму и крутое, почти вертикальное падение. Размеры его в плане 1800х2700 м.

Промышленная концентрация меди и молибдена тяготеет к участкам повышенной трещиноватости и брекчирования в гидротермально изменённых (окварцованных, калишпатизированных и серицитизированных) монцонит-порфирах. Оруденение представлено мелкими прожилками и вкрапленностью пирита, халькопирита и молибденита, создающими штокверк, имеющий форму опрокинутой чаши, внутри которой находится слабоминерализованное ядро. Размер штокверка в плане 1200-1500х1800-2100 м, по вертикали — свыше 1000 м, причём молибденовая минерализация по сравнению с медной несколько смещена вниз. Штокверк в основном (75%) располагается в монцонит-порфирах, в меньшей мере — во вмещающих их кварцитах и известняках. На месторождении до глубины 10-50 м была развита зона выщелачивания и до 250-300 м — зона вторичного сульфидного обогащения (цементации) с халькозином. Зона первичных руд распространяется на глубину свыше 1000 м. По периферии штока Бингем в виде полукольца на расстоянии до 3 км от его центра в кварцитах и известняках развита зона "непорфировых" полиметаллических руд, слагающих согласные залежи типа "манто" и секущие жилообразные тела разных размеров. Главные рудные минералы — сфалерит, галенит и халькопирит; примеси — пирротин, борнит, ковеллин, халькозин и др.

Реклама

Медно-порфировое месторождение вскрыто тупиковой траншеей, тремя железнодорожными тоннелями длиной 1,1, 1,9 и 5,2 км, а также автомобильными съездами. Система разработки — транспортная, с удалением вскрышных пород (112 млн. т в год) во внешние отвалы. Глубина карьера около 800 м (площадь 730 га). Вскрышные породы транспортируются железнодорожным транспортом. Железнодорожный транспорт обслуживает 21 вскрышный уступ. Протяжённость железнодорожных путей в карьере более 160 км. Руда из забоев доставляется большегрузными автосамосвалами до перегрузочных пунктов, а затем по железной дороге (25 км) до обогатительных фабрик "Артур" и "Магна".

Богатые руды зоны цементации с содержанием меди 1,6-1,8% отработаны. Добываются руды, содержащие 0,6-0,8% меди и 0,025% молибдена. С начала эксплуатации до 1971 из карьера удалено свыше 4 млрд. т горной массы, добыто около 1,5 млрд. т руды, из которой извлечено 10 млн. т меди, 260 тысяч т молибдена, 350 т золота, 3000 т серебра, а также значительное количество рения (содержание его в молибдените 360 г/т) и платиноидов. Запасы неотработанной части месторождения оцениваются в 1,5 млрд. т руды (1978). Подземным способом (глубина шахт до 1,5 км) на конец 70-х годов добыто свыше 400 млн. т "непорфировых" полиметаллических руд, из которых получено 375 тысяч т меди, 1920 тысяч т свинца, 785 тысяч т цинка, 55 т золота и 3860 т серебра.

Производственная мощность карьера около 30 млн. т руды в год; из неё извлекают 200-230 тысяч т меди и 5-6 тысяч т молибдена. Добыча меди снизилась до 167-177 тысяч т (1977). Реконструкцией предусматривается переход на подземную добычу. Суммарная производительность обогатительных фабрик около 100 тысяч т руды в сутки (1978). Обогащение флотационным способом. Извлечение меди в концентрат 92-93%, молибдена — 80%. Работает установка для выщелачивания меди (около 13% добычи) из отвалов карьера путём их орошения серной кислотой.