Бортовой камень

БОРТОВОЙ КАМЕНЬ природный, бордюр, поребрик (а. border stone, curbstone; н. naturlicher Randstein; ф. pierre de bordure; и. piedra de borde), — строительно-дорожное изделие в виде бруска из горных пород, предназначенное для отделения проезжей части улиц от тротуаров, дорог от обочин, пешеходных дорожек от газонов в парках и т.п.

Бортовые камни классифицируют на колотые, получаемые с помощью ударного или термического инструмента, и пилёные — при разрезке блока штрипсовыми пилами и алмазными отрезными кругами. Бортовые камни изготавливают из изверженных, метаморфических или осадочных пород, не затронутых выветриванием и не имеющих открытых трещин. Предел прочности на сжатие не ниже 90 МПа для изверженных пород и не ниже 60 МПа для метаморфических и осадочных. Морозостойкость (в циклах попеременного замораживания и оттаивания образцов) не менее 100 для изверженных, не менее 50 для метаморфических и не менее 25 для осадочных пород. В СССР по ГОСТу размеры бортовых камней (мм): длиной 700-2000, высотой 200, 300, 400, 600, шириной 80, 100, 150, 180 и 200, радиус кривизны (для криволинейных бортовых камней) 5000, 8000.

Бортовые камни должны иметь обработанные поверхности с точечной, термической или пилёной фактурами: верхнюю горизонтальную грань по всей ширине, видимую часть вертикальной грани, фаску по кромке лицевой грани под углом 45°, а также полоску шириной 20 мм по кромкам тыльной вертикальной и торцовых граней. Остальные поверхности фактурной обработке не подвергают. В современном производстве бортовых камней уровень механизации повышен за счёт использования установок термической обработки камня, алмазно-дисковых и бучардовочных станков; внедряется автоматизированное поточное производство. Бортовые камни из горных пород отличаются высокой долговечностью и механической прочностью.