Бульдозерный отвал

Схемы движения автомобилей на бульдозерном отвалеБУЛЬДОЗЕРНЫЙ ОТВАЛ (а. bulldoser blade; н. Planierkippe; ф. lame de bulldozer; и. hoja topadora) — отвал, основным средством механизации на котором является бульдозер; вскрышные породы на бульдозерном отвале перевозят автомобильным или железнодорожным транспортом.

 

При автомобильном транспорте вскрышные породы на бульдозерном отвале складируются периферийным (наиболее распространённым) и площадным способами. В первом случае доставленная на бульдозерный отвал порода разгружается под откос или как можно ближе к нему и затем перемещается к бровке откоса бульдозером. Во втором — мягкие породы последовательно разгружаются по всей площади бульдозерного отвала или его большей части, планируются бульдозером и укатываются катком. Движение автосамосвалов на бульдозерный отвал осуществляется по веерной (рис. 1, а) или кольцевой (рис. 1, б) схемам.

Первая применяется при складировании мягких пород, вторая — полускальных и скальных. Разгрузка автосамосвалов и планировка бульдозерного отвала могут совмещаться на одном или производиться попеременно на двух или несколько участках. Первая форма организации работ предпочтительна для нагорных отвалов, при большом объёме планировочных работ и отсыпке отвалов на неустойчивое основание. Длина совмещённого участка на нагорных бульдозерных отвалах 20-60 м, равнинных — 50-80 м; длина несовмещённого участка 200-250 м. Высота яруса равнинного бульдозерного отвала обычно не более 40 м, нагорного в благоприятных условиях 150 м и более. Коэффициент заполнения каждого яруса, начиная со второго, составляет 0,5-0,7. Приёмная способность бульдозерного отвала до 12 млн. м3 в год, производительность труда на отвальных работах 350-450 м3 в смену. Затраты на складирование пород при периферийном способе по сравнению с площадным ниже в 1,5-2,5 раза. При железнодорожном транспорте (рис. 2) применяется торцевая, фронтальная или комбинированная (наиболее производительная) укладка пород.

Схема складирования пород на бульдозерном отвалеПриёмная способность отвального тупика при комбинированном способе укладки пород и использовании бульдозеров мощностью 220 кВт (300 л. с.) достигает 3,5 млн. м3 в год. Нижний подъярус бульдозерного отвала отсыпается от въезда к концу тупика; отсыпка верхнего подъяруса и переукладка железнодорожного пути — в обратном направлении. Высота верхнего подъяруса выбирается с таким расчётом, чтобы разгруженная на приёмной площадке порода размещалась ниже рельсового пути (например, при использовании думпкаров 2ВС — 105 грузоподъёмностью 105 т равна 2 м). Высота нижнего подъяруса определяется в каждом случае из условия обеспечения устойчивого откоса бульдозерного отвала. Наибольшее её значение при одинаковых условиях несколько меньше, чем при использовании автомобильного транспорта. Длину отвального тупика принимают равной 1200-1500 м, ширину отвальной заходки до 70 м.