Бункер-питатель

БУНКЕР-ПИТАТЕЛЬ (а. transfer hopper, leading hopper; н. Bunkerfulleinrichtung, Speise-bunker; ф. tremie d'alimentation; и. tolva de alimentacion) — машина для равномерной подачи горных масс в транспортные средства непрерывного действия; связующее звено между выемочно-погрузочным оборудованием цикличного и транспортными установками непрерывного действия. Применяют в комплексах горнотранспортного оборудования и приёмных устройств сырья, поступающего на предприятия или в цеха по переработке (дробильно-сортировочный завод, обогатительная фабрика и др.).

Основные узлы бункера-питателя — приёмная (загрузочная) воронка для размещения загружаемых горных масс и питатель под приёмной воронкой, обеспечивающий выдачу (разгрузку) из неё горных масс. Для отделения негабаритных кусков горных масс приёмная воронка перекрывается колосниковой решёткой. В зависимости от вида и физико-механических свойств загружаемой массы применяют питатели кареточного, ленточного, пластинчатого, вибрационного, скребкового, рольгангового, винтового, тарельчатого, барабанного и лопастного типов. В карьерных бункер-питателях в основном используют питатели первых 5 типов.

Различают бункеры-питатели стационарные, полустационарные, передвижные и самоходные. Стационарные и полустационарные бункеры-питатели, как правило, загружаются с использованием колёсных видов транспорта и колёсными скреперами. Часто этот вид бункеров-питателей является составной частью стационарных или полустационарных дробильно-сортировочных и сортировочных установок.

Передвижные и самоходные бункеры-питатели используют совместно с одноковшовыми экскаваторами и фронтальными погрузчиками.

Самоходные бункеры-питатели оборудуются гусеничным ходовым механизмом и имеют поворотный разгрузочный конвейер, позволяющий изменять высоту разгрузки. Минимальная вместимость стационарных и полустационарных бункеров-питателей должна быть не менее 3-4-кратной, а передвижных и самоходных — 2-3-кратной вместимости загружающих средств — ковша экскаватора (погрузчика), кузова автосамосвала и т.д.

Стационарные бункеры-питатели (в СССР), загружаемые с помощью средств железнодорожного транспорта, имеют вместимость 200-300 м3, передвижные и самоходные бункеры-питатели до 15-20 м3.