Центральной штольни способ проходки
ЦЕНТРАЛЬНОЙ ШТОЛЬНИ СПОСОБ ПРОХОДКИ (а. central audit drivage method; н. Tunnelvortrieb mit Firststollen; ф. attaque par haut, attaque en calotte, percement du tunnel avec galerie de faite; и. avance de tuneles соn socavon superior) — способ строительства тоннеля, заключающийся в первоначальном проведении в центре его поперечного сечения опережающей штольни, а затем раскрытии из неё тоннеля на полный профиль. С помощью центральной штольни способа проходки сооружают тоннели различного назначения (железнодорожные, автодорожные, гидротехнические, метрополитенов) в крепких и устойчивых скальных грунтах с коэффициентом крепости f>8-10.
Центральную штольню проводят прямоугольного, трапецеидального, сводчатого или кругового сечения. Размеры её по возможности минимальны, чтобы не увеличить стоимость проходки, и определяются габаритами бурового оборудования (обычно ширина не превышает 3-3,5 м, а высотой 2,5-3 м). Проходят штольню буровзрывным способом (рис.) или Тоннелепроходческими машинами с рабочим органом сплошного действия. Тоннель обычно раскрывают заходками по 4-6 м, однако при наличии нескольких комплектов бурового оборудования заходки увеличиваются до 8-12 м и более. Веерные шпуры диаметром до 100 мм забуривают из штольни вдоль тоннеля с шагом 0,6-1,2 м. Для более кучного отброса взорванной породы вблизи забоя их бурят под углом 85-87° к оси тоннеля с наклоном в сторону забоя. В ряде случаев для уменьшения переборов породы шпуры не доводят до проектного контура примерно на 1 м, а из забоя тоннеля забуривают в горизонтальном направлении контурные и подошвенные шпуры, располагая их с шагом 0,4-0,5 м (см. рис.).
Чтобы повысить степень устойчивости тоннельного забоя и избежать загромождения центральной штольни разрушенной породой взрывание ведут уступом, разрабатывая вначале нижнюю, а затем верхнюю часть тоннеля. Породу грузят тоннельными экскаваторами или породопогрузочными машинами в транспортные средства и вывозят по тоннелю. Для увеличения темпов строительства транспортировку отбитой породы осуществляют по вспомогательной боковой штольне, пройденной на расстоянии 20-25 м от основного тоннеля и соединённой с ним и с опережающей центральной штольней поперечными сбойками через каждые 100-150 м. Вспомогательную штольню также используют для вентиляции основного тоннеля, отвода воды и прокладки инженерных коммуникаций. Раскрытый на полный профиль тоннель в случае необходимости закрепляют облегчённой контурной крепью (анкеры, набрызг-бетон).
Достоинства способа центральной штольни способа проходки возможность детального изучения горно-геологических условий по трассе тоннеля из опережающей штольни; ускорение буровзрывных работ за счёт ведения их широким фронтом с использованием нескольких буровых агрегатов одновременно; совмещение во времени трудоёмких операций по бурению шпуров и погрузке породы; экономия взрывчатых веществ за счёт дополнительных поверхностей обнажения. Недостаток — более высокая трудоёмкость, чем при способе проходки сплошным забоем; это ограничивает применение способа в практике современного тоннелестроения.