Дизель-тролейвоз



ДИЗЕЛЬ-ТРОЛЕЙВОЗ (а. Diesel-trolley car; н. Dieselelektrolok; ф. vehicule diesel а trolley; и. Diesel-trolebus) — грузовое автомобильное транспортное средство (автосамосвал или автопоезд в виде тягача и полуприцепа), оснащённое дизель-генераторной установкой, тяговыми электродвигателями и токоприёмным устройством для питания от контактной сети. Предназначен для использования в крупных карьерах (производственной мощностью 10-30 млн. т/год) значительной глубины (150-250 м), при наличии повышенных и затяжных уклонов (до 8-10%), а также в нагорных карьерах. Наиболее предпочтительные участки и условия работы — выезды из карьера, постоянные или на время законсервированные борта карьера (при наличии троллейной трассы), отсутствие резких изменений направления трассы при возможно меньшем пересечении их путепроводами, железнодорожными переездами, автодорогами и другими транспортными коммуникациями. Тяга дизель-тролейвоза обеспечивается электрическими двигателями, получающими питание через токоприёмники от контактной сети (на магистральных дорогах, траншеях, выездах из карьеров) и от собственной дизель-генераторной установки (при движении по временным дорогам в забоях, на рабочих площадках уступов и отвалах). По сравнению с обычными карьерными автосамосвалами дизель-тролейвоз обладает более высокими скоростями движения на крутонаклонных трассах (на 25-35%). Возможна рекуперация энергии при движении под уклон. В несколько раз уменьшается расход топлива (в основном работает электродвигатель, дизель служит только вспомогательным агрегатом). Общее снижение эксплуатационных расходов на транспортирование горной массы 15-20%. Масса и стоимость дизель-тролейвоза (при равной грузоподъёмности) на 15-20% выше автомобильных агрегатов. Применение двойного питания требует сооружения тяговых подстанций и системы контактной сети.

Впервые троллейвозы предложены в СССР (1949) А. С. Фиделевым. Первый дизель-тролейвоз с мотор-колёсами грузоподъёмностью 75 т создан в США (1959) и работал на меднорудном карьере "Беркли" (штат Монтана). В 1967 на меднорудном карьере "Чино" (штат Нью-Мексико, США) испытан дизель-тролейвоз на базе автосамосвала М-100 (90,8 т); эксплуатировался на трассе с электрифицированным участком 400 м (производительность возросла на 18-25%, стоимость транспортирования снизилась на 12%). В СССР первый дизель-тролейвоз изготовлен Белорусским автомобильном заводом в 1967. Дизель-тролейвоз БелАЗ-524-792 с колёсной формулой 6х4 и грузоподъёмностью 65 т представлял собой автопоезд из двухосного седельного тягача и полуприцепа-самосвала. Мощность дизеля составляла 520 л. с. (383 кВт), напряжение контактной сети 1200 В. Высота подвески контактного провода от поверхности дороги 5000-5500 мм.

В 70-е гг. дизель-тролейвозы в СССР и за рубежом серийно не выпускались. В 80-е гг. за рубежом ввиду роста цен на дизельное топливо, а также масштабов автомобильно-карьерных перевозок началось внедрение дизель-тролейвозов на крупных рудных карьерах (например, на железорудных — "Лейк-Джинайн", Канада, и "Сайшен", ЮАР; меднорудном — "Пхалаборва", ЮАР, и др.). Большинство машин создано дооборудованием и модернизацией выпускаемых автосамосвалов с электрической трансмиссией и грузоподъёмностью 90,8-135 т.



Android-приложение
Отраслевые новости:
Аналитика