Доставка

ДОСТАВКА полезных ископаемых (* а. moving in delivery; н. Transport, Forderung im Abbau; ф. transport, desserte, deblocage; и. transporte, acarreo, arrastre) — перемещение полезного ископаемого в пределах выемочного участка шахты от места его отбойки до пункта погрузки в основные средства подземного транспорта. В зависимости от характера залегания месторождения и особенностей систем разработки различают способы доставки: под действием собственной массы (самотёчную), механизированную, взрывную (см. Гидравлический транспорт), комбинированную (сочетание различных способов доставки).

Доставку под действием собственной массы производится непосредственно по очистному пространству (при угле падения залежей не менее 50-55° и их мощности 10-15 м), по желобам, рештакам, настилам, трубам и т.п. (угол наклона до 30-45°), а также по специальным выработкам — рудоспускам, гезенкам и т.д. Механизированную доставку полезных ископаемых выполняют с помощью скреперных установок, самоходного оборудования, питателей и конвейеров различных типов. На рудных шахтах широкое распространение получила скреперная доставка. (углы наклона выработок от 0° до 30-35°). Обычно дальность этого вида доставки 20-60 м, иногда 80-100 м; производительность до 400 т в смену. Доставка руды с помощью самоходного оборудования выполняют на 400-500 м. Иногда, главным образом на калийных рудниках, применяют самоходные вагоны вместимостью кузова 2,5-10 м3 со скребковым или (реже) пластинчатым донным конвейером. Такие транспортные сосуды чаще всего работают в комплексе с погрузочными машинами с нагребающими лапами. Производительность комплекса до 300-500 т в смену (при дальности доставки 100-200 м и использовании двух вагонов). При доставке на 300-1000 м применяют автосамосвалы вместимостью опрокидного и телескопически сдвигающегося кузова от 10 до 18 м3. Используются погрузочно-доставочные машины — ковшовые с дизельным или электрическим (кабельным или аккумуляторным) приводом (вместимостью ковша от 0,3 до 12,5 м3) и бункерные, обычно с пневматическим приводом (вместимостью ковша 0,3-0,5 м3, бункера 0,8-3 м3). Машины второго типа применяют только в горизонтальных выработках при доставке руды до 100 м. Бульдозерами перемещают руду на расстояния до 20-30 м.

Большие возможности для повышения поточности и производительности доставки создаёт использование питателей и конвейеров. Первые применяют при дальности доставки до 10 м (обычно для перепуска отбитой руды в рудоспуск, конвейер, транспортный сосуд), вторые — до 80-120 м. Производительность питателей и конвейеров достигает 1000-1200 т в смену.

Для механизации доставки угля (сланца) по лаве на пологих и наклонных пластах используют скребковые конвейеры. В комплексно-механизированных очистных забоях и в лавах с бесстоечным призабойным пространством шириной, достаточной для размещения конвейера и выемочной машины, применяют изгибающиеся конвейеры, передвигаемые без разработки вслед за выемкой угля. Примыкание конвейерной линии к погрузочному пункту очистного забоя может быть осуществлено с помощью телескопического ленточного конвейера, скребкового конвейера, укорачиваемого или удлиняемого по мере подвигания лавы, а также специальными надвижными или консольными перегружателями, перемещающимися над конвейером основными транспортными линиями.

Для доставки угля по выемочным выработкам (участковый транспорт) используют ленточные и пластинчатые конвейеры. При достаточно большом расстоянии, а также при непрямолинейном маршруте доставки в выработке устанавливают 2 и более связанных в одну технологическую линию конвейера. Управление такими линиями большой протяжённости автоматизировано.

В отдельных случаях применяют специальные бункеры-поезда. Современные средства доставки угля обеспечивают высокопроизводительную работу очистных забоев с нагрузкой до 6-8 тысяч т в сутки.