Газовоз

газовоз МоссоветГАЗОВОЗ (а. gas carrier; н. Gastanker; ф. transporteur de gaz; и. buque tanque paragas) — судно для перевозки сжиженных газов (жидкости с абсолютным давлением пара свыше 274,7 кПа при t 37,8°С). Газовозы различают по назначению, способу перевозки сжиженного газа, а также по конструкции судна и его грузовых (газовых) цистерн.

По назначению перевозки газовоза разделяют на две основные группы: для сжиженных нефтяных газов (СНГ) — пропилена, пропана, бутана и др.; для природного газа (СПГ) — главным образом метана. Суда первой группы перевозят также сжиженные газы, близкие СНГ по своим физико-химическим свойствам, с t кипения не ниже -50°С (например, аммиак, бутадиен, винилхлорид). Транспортировка СНГ и аналогичных им газов осуществляется: под давлением (до 1,8 МПа) в охлаждённом состоянии (-48-50°С); комбинированным способом [при пониженной температуре (около 10-20°С) и давлении не свыше 750 кПа]. Последний применяют в основном на судах грузоподъёмностью до 8 тысяч т. СПГ перевозят исключительно в охлаждённом состоянии (при t -162°С). Конструкцию газовоза и его грузовых цистерн (рис.) проектируют в зависимости от рода перевозимого сжиженного газа, степени его опасности для экипажа и окружающей среды, способа перевозки. Цистерны подразделяют на встроенные, мембранные, полумембранные и вкладные.

Первые представляют собой часть конструкции корпуса. Вторые состоят из тонкой оболочки, неспособной нести нагрузки и передающей их по всей площади через тепловую изоляцию на конструкцию корпуса судна. Полумембранные цистерны также сооружаются из оболочки, но поддерживаются конструкциями корпуса газовоза лишь в отдельных местах. Вкладные цистерны — самонесущие ёмкости, не являющиеся частью корпуса газовоза. Форма газовых цистерн газовоза — призматическая, сферическая, цилиндрическая и др. Сооружают их из алюминиевых сплавов и стали с высоким содержанием никеля (до 36%); особенно высокие требования предъявляются к металлу для перевозки СПГ. Толщина стенок 0,5-30 мм. В качестве теплоизоляции применяют перлит, многослойный полистирол, феноловый и полиуретановый пенопласты, стекловолокно, минеральную вату и др. Газовозы снабжены системами наблюдения и контроля за состоянием и утечками газа, регулирования параметров газа (сжижение испаряющегося газа и возвращение его в грузовые цистерны) и др. Для возможности выполнения грузовых операций (продолжительность в среднем 12-15 ч) газовозы оборудованы двумя линиями трубопроводов: для жидкой и газообразной фаз груза.

Реклама



Особое внимание уделяется обеспечению безопасности при грузовых операциях и во время транспортировки газа. При этом руководствуются разработанными "International Maritime Organisation" международными правилами ("Код для постройки и оборудования судов, перевозящих сжиженные газы наливом"), требованиями классификационных обществ и организаций, осуществляющих технический надзор за строительством и эксплуатацией судов, а также национальными правилами стран (например, в США "Правила береговой охраны" — "Code of federal regulations"), регламентирующими конструкции и оборудование газовоза в зависимости от перевозимого сжиженного газа.

Впервые перевозка сжиженных газов специальными судами осуществлена компанией "Shell" в начале 30-х гг. 20 в. Интенсивное развитие этот вид транспорта получил после 2-й мировой войны 1939-45; наряду с переоборудованием транспортных судов газовозы строились и по специальным проектам. В CCCP первая перевозка сжиженного аммиака выполнена в 1960 специально оборудованным танкером. В 1965 в состав отечественного флота вошли газовозы "Кегумс" и "Краслава" грузовместимостью до 2080 м3 каждый для перевозки СНГ и сжиженного аммиака под давлением. В 1976-78 вступили в эксплуатацию газовозы "Юрмала", "Булдури", "Дзинтари", "Дубулты", "Майори" и "Лиелупе" грузоподъёмностью 8 тысяч т каждый, рассчитанные на груз с t до -48°С и давлением 500 кПа. В последних возможна одновременная перевозка двух видов химически совместимых сжиженных газов. В 1979-80 отечественный флот пополнился газовозами "Моссовет" и "Ленсовет" грузовместимостью 75 тысяч м3, а также газовозом "Смольный" грузовместимостью 37,5 тысяч м3 (аммиак и СНГ в охлаждённом состоянии). Мировой флот газовозов включает (1980) свыше 630 судов общей грузовместимостью 12,3 млн. м3, из которых около 60 газовозов (общей грузовместимостью 5,7 млн. м3) предназначены для перевозки СПГ. Наибольшее судно для перевозки СНГ — "Esso Fuji" (Япония) грузовместимостью более 100 тысяч м3 (длина 246,13 м, ширина 39,9 м, осадка 12,7 м), СПГ — метановоз "Methania" грузовместимостью 131,6 тысяч м3 (длина 280 м, ширина 41,6 м, осадка 11 м). В мировом портфеле заказов на строительство газовозов общая грузовместимость судов для СПГ превышает тот же показатель для судов СНГ. Разрабатываются проекты газовозов грузовместимостью до 500 тысяч м3. Международные морские перевозки СПГ составили 16% общего объёма природного газа, который транспортировался к местам потребления (1978).



Android-приложение
Смотрите также:
Отраслевые новости:

Аналитика: