Гировоз
ГИРОВОЗ (а. inertia-type loсоmotive; н. Kreisellokomotive; ф. loсоmotive gyrobus; и. loсоmotora tipo inercia) — локомотив с механическим аккумулятором энергии (вращающийся маховик); предназначен для транспортирования составов вагонеток по рельсовым путям горизонтальных выработок шахт, опасных по взрыву газа или пыли. Гировоз применяют в Западной Европе с 40-х гг. 20 в.; в СССР выпуск гировозов осуществляется с 1958.
Гировоз (рис.) — двухосный локомотив. Маховик раскручивается пневматическим двигателем, периодически подсоединяемым к воздушной сети с давлением 400-600 кПа, прокладываемой в горных выработках. Крутящий момент с вала пневмодвигателя на маховик и с маховика на скаты передаётся через редуктор, в конструкции которого предусмотрены две ступени регулирования скорости движения. Торможение — колодочным тормозом с ручным винтовым приводом. Для увеличения сцепления колёс с рельсами гировоз оборудован песочной системой. Выпускают гировозы для колеи 550, 575, 600 и 900 мм. Масса локомотива 5800 кг. Максимальная сила тяги 1,1•104 Н. Средняя скорость движения 1,9 м/с. Величина пробега без подзарядки при уклоне пути 0% — не менее 1000 м. Время зарядки маховика не более 16 мин.