Горное образование

ГОРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (а. mining education; н. Bergbauausbildung, montanistische Ausbildung; ф. instruction miniere; и. formacion del personal minero) — процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений, навыков в области горного дела. Содержание горного образования и его уровень определяются требованиями горного производства, обусловливаются общественными отношениями, состоянием науки, техники, культуры и др.

В рабовладельческом обществе профессиональные навыки горного дела передавались в процессе трудовой деятельности. В условиях специализации ремесленного труда в феодальном обществе зародилось индивидуальное ученичество. В связи с развитием горнозаводского дела и разделением труда в 16-18 вв. появилась потребность в горнорабочих, обладающих определёнными знаниями и навыками, необходимыми при производстве горных работ. Это привело к возникновению начальных форм обучения горнозаводскому делу. Один из первых таких курсов в Европе начал читаться в 16 в. — проповеди И. Матезиуса (1504-65) в г. Яхимов (Чехия), в которых приводились практические рекомендации и сведения в области горно-металлургического производства и др. Оформление горного образования в систему подготовки кадров для горной промышленности России и странах Центральной Европы происходит в 18 в. с созданием горнозаводских школ (в г. Невьянск в 1709, в г. Петрозаводск при Олонецких заводах в 1715, на Урале и при Кунгурском, Уктусском заводах в 1721) и горно-металлургических училищ (в г. Яхимов в 1716 и др.). В 1-м десятилетии 18 в. горное образование ещё не имело чёткой горной направленности и строилось на изучении как специальных (распознавание руд и т.п.), так в значительном объёме и общеобразовательных предметов (начальной математики, грамоты и др.). Co 2-го десятилетия 18 в. с открытием горных школ повышенного типа и средних учебных заведений горных (в г. Екатеринбург в 1724, в г. Барнаул в 1779 и др.) круг изучаемых горных дисциплин значительно расширяется и включает пробирное и горное искусство, горный устав, маркшейдерское дело и др.

Новый этап горного образования связан с созданием в 60-80-х гг. 18 в. горных академий (в гг. Фрайберг и Банска-Штявница), высших горных и технических школ (в гг. Петербург, Мадрид), а также горных факультетов при университетах (кафедра Academia Metallurgica в Пражском университете). Выпускники горных учебных заведений этого периода обладали разносторонними знаниями в области горного дела (горного и маркшейдерского искусства, горного хозяйства, металлургии и галургиги, практической горной механики, законодательства и т.п.). В 1834 в России устанавливают звание горного инженера (в Институте корпуса горных инженеров). Развитие горного образования в России во 2-й половине 18 в. связывается с именами русских учёных В. И. Геннина, М. В. Ломоносова, И. А. Шлаттера, И. Ф. Германа, А. М. Карамышева, В. М. Севергина, Ф. П. Моисеенко, Н. А. Львова, А. И. Узатиса, И. А. Тиме, П. А. Олышева, И. Н. Глушкова, Б. И. Бокия и др.

Реклама



Новый этап в развитии горного образования наступил в стране после победы Октябрьской революции 1917 и ознаменован началом организации высших, средних и низших горных учебных заведений. Широкое распространение в CCCP получили краткосрочные курсы по подготовке рабочих для горной промышленности — промыслово-строительные (готовили рабочих и помощников мастеров по эксплуатации и бурению нефтяных скважин, десятников строительного дела), электромеханические, слесарно-механические и т.п. Наряду с ними горное образование можно было получить в горнопромышленных школах фабрично-заводского ученичества. Основы советской системы горного образования закладывали Б. И. Бокий, В. И. Вернадский, А. П. Герман, И. М. Губкин, А. С. Ильичёв, А. П. Карпинский, А. П. Крылов, Л. С. Лейбензон, Н. В. Мельников, В. А. Обручев, М. М. Протодьяконов, А. Е. Ферсман, Н. И. Трушков, Л. Д. Шевяков, Е. Ф. Шешко, В. Г. Шухов и другие учёные. Советское горное образование в CCCP, неразрывно связанное с общим образованием, охватывает все направления горного производства, обеспечивая потребность горных отраслей промышленности кадрами с высоким уровнем подготовки. Горное образование разделяется на высшее, среднее и профессионально-техническое (последнее включает в себя подготовку рабочих непосредственно на производстве).

В CCCP высшее горное образование ведётся по специальностям, охватывающим все сферы горной науки и производства (табл. 1).

тблРазделение труда в условиях современного горного производства определило необходимость в дифференциации знаний в рамках специальностей. Поэтому часть специальностей разбита на специализации.

Высшее горное образование ведётся по дневной, вечерней и заочной системам. При дневном обучении значительная часть времени отводится производственной практике. Студенты, особенно старших курсов, принимают в вузе участие в научно-исследовательских работах. Перед выполнением дипломного проекта они проходят преддипломную практику, в процессе которой подготавливают технологические, экспериментальные и теоретические материалы, необходимые для предстоящего дипломного проектирования. Выпускники горных вузов или факультетов проходят годичную стажировку на горных предприятиях, после чего получают права на ведение горных работ. В вечерней и заочной системах горного образования обучение осуществляется без отрыва от работы на производстве. В связи с этим основное внимание уделяется теоретической подготовке студентов, выполнению ими цикла лабораторных работ. Длительность обучения в горных вузах и на факультетах при дневном обучении обычно 5 лет (до 5 лет 6 мес.), при вечернем и заочном — 6 лет. При некоторых горных вузах имеются факультеты повышения квалификации специалистов с высшим образованием, работающих в горном производстве или преподающих в горных вузах и на факультетах. Научные и педагогические кадры по горным специальностям готовят в аспирантурах горных вузов и научно-исследовательских институтов. Срок обучения в очной аспирантуре 3 года, в заочной — 4 года.

Подготовка среднего технического персонала для горных отраслей народного хозяйства ведётся в широкой сети горных, геологоразведочных и нефтяных техникумов. Учащиеся этих учебных заведений получают полное среднее образование по общеобразовательным, общетехническим и специальным дисциплинам. При этом гуманитарные дисциплины изучаются в несколько меньшем объёме, чем в средней школе, а математика, физика, механика, черчение и другое — в большем. Перечень дисциплин общетехнических и специальных циклов по составу близок к вузовскому, но объём несколько меньше (в основном за счёт теоретического материала).

Совокупность знаний и навыков, получаемых в результате горного образования, даёт юридическое право выпускникам горных вузов и техникумов на руководство горными работами по специальности.

Выпуск горных инженеров и горных техников в CCCP планируется исходя из потребностей горных отраслей народного хозяйства (табл. 2).

В CCCP подготовка рабочих для горных отраслей промышленности проводится в системе профессионально-технического образования, основная задача которого — формирование у обучающихся систематических знаний, умений и навыков, позволяющих квалифицированно выполнять работу по определённой рабочей профессии.

В современных средних профессионально-технических училищах готовят рабочих по геологоразведочной, угольной, горнорудной, нефтяной и другим профессиям. Срок обучения в основном 3 года, иногда 3,5 года (бурильщики механического вращательного бурения скважин с умением выполнять работу водителя автомобиля и др.) и 4 года (машинисты горных комбайнов, установок по бурению стволов шахт).

Современная система высшего горного образования в других социалистических странах по содержанию аналогична принятой в CCCP и отличается лишь организационными формами. Например в ЧССР по одной из форм преподавание физико-математических и естественных наук дополняется специальными знаниями, необходимыми для горных инженеров, по другой — изучение технических и горных наук осуществляется на первых двух курсах, а три последних предназначены для специализации. По третьей форме преподавание детальных курсов по специальности ведётся с первых лет обучения. В первом и втором случаях готовят специалистов широкого профиля, в третьем — в одной из областей горного дела. В ГДР выпускники высших горных учебных заведений (продолжительность обучения 4,5 года) получают академическую степень "дипломированный инженер", а средних технических (3 года) — "инженер".

В капиталистических странах вузы, готовящие специалистов горного профиля, имеют различные организационные структуры. Сравнительно редко это самостоятельные горные высшие учебные заведения. Большая часть подготовки горных инженеров осуществляется в колледжах, школах и на факультетах, подчинённых университетам и политехническим вузам.

В вузах Великобритании специалистов горного дела готовят в течение 3 лет. Для получения прав дипломированного специалиста выпускник вуза после его окончания должен определённое время работать в качестве инженера-стажёра. После стажировки и при условии положительной аттестации инженер перед вступлением в профессиональное инженерное общество должен проработать ещё 3 года в должности инженера. В Великобритании 3 учёных степени: бакалавр, магистр и доктор.

В ФРГ длительность обучения в горных вузах 4 года. После окончания вуза выпускник проходит стажировку, сдаёт экзамены и получает диплом инженера. Принята только одна учёная степень — доктор наук, присваиваемая после защиты и опубликования диссертации.

В Бельгии для получения диплома горного инженера (например, в университете г. Льеж) необходимо пройти 5-летний курс обучения. Через 2 года после окончания вуза выпускник может быть допущен к испытаниям на степень доктора прикладных наук.

В США подготовка специалистов горного дела длится (в основном) 4 года. Лицам, окончившим полный курс, присваивается учёная степень бакалавра. Для получения учёной степени магистра требуется дополнительно изучить ряд дисциплин и подготовить диссертацию. Программа подготовки рассчитана на 1 год. Подготовка к учёной степени доктора рассчитана на 2 года.

тбл

Рубрики: Горное дело