Каррара
КАРРАРА (Carrara) — обобщённое название группы крупнейших в мире месторождений мрамора на севере Италии, около г. Каррара, у подножия Апуанских Альп, в 6 км от берега Лигурийского моря. Полезная толща сложена юрскими глубоко-метаморфизованными породами. Различают свыше 20 коммерческих видов высокосортного каррарского мрамора, среди них чисто белые "бианко каррара унито", "бианко арни", белые с прожилками "бианко венато", "калакатта", полосчатый "паоназетто", серый "бардильо карра киаро", тёмно-серый "бардильетто", серо-зелёный "нуволато апуано", жёлтый "кремо деликато" и др. Особенно ценятся статуарные сорта типа "статуарио венато" и "статуарио раваккионе".
В СССР некоторые виды каррарского мрамора использованы в облицовке подземных вестибюлей станции Московского метрополитена "Проспект Маркса".
Мрамор каррара был известен этрускам, разработка месторождений в промышленных масштабах началась в эпоху Древнего Рима (в частности, для сооружения Пантеона, пирамиды Цестия, храма Аполлона на Палатинском холме в Риме). После падения Римской империи каменоломни каррара были заброшены. Новый этап широкомасштабной добычи мрамора каррара начался в 13 веке и достиг расцвета в эпоху Возрождения (скульптуры Микеланджело "Давид", "Пьета", "Моисей"). Первоначально мрамор отделялся от массива вручную с помощью клиньев, забиваемых кувалдами в естественные трещины. В 1570 в каменоломнях каррара был впервые использован порох, что позволило значительно увеличить объёмы добычи. С 1895 на каррарских разработках начали успешно применять канатные пилы, ставшие в дальнейшем основным средством добычи камня.
В начале 80-х годов на месторождениях каррара действует свыше 400 карьеров блочного мрамора и несколько сотен камнеобрабатывающих предприятий. Большинство карьеров каррара — высокомеханизированные горные предприятия, оснащённые современным оборудованием для подготовки к выемке, выемки и транспортирования блоков (алмазно-канатные пилы, станки строчечного бурения, гидроклиновые установки, деррикикраны, автоблоковозы и т.п.). Характерная особенность технологии разработки месторождений каррарского мрамора — двухстадийная схема добычи: вначале из массива выпиливается монолит объёмом несколько десятков м3, а затем он разделывается на товарные блоки с помощью одноштрипсовых станков, канатных пил либо перфораторных установок с гидроклиньями.
Ежегодная добыча облицовочного мрамора на месторождениях каррара свыше 100 тысяч м3 (рекордная добыча в 1976-185 тысяч м3 товарных блоков). Мрамор каррара экспортируется через порт г. Каррара (основанв 10 веке).
В районе Каррара действует ряд фирм, производящих оборудование для добычи и обработки камня ("Benetti", "Modenti", "Menotti" и др.); в городе находится Академия изящных искусств, мастерские итальянских и иностранных художников.
В районе Каррара (поселок Марина-ди-Каррара) ежегодно в мае-июне (с 1980) проводятся крупнейшие международные выставки-ярмарки машин и инструмента для добычи и обработки камня, а также горнотранспортного оборудования (организатор выставки фирма "Internationale Marmi Macchine Carrara"). В г. Каррара выходит периодическое издание по вопросам добычи и обработки камня "II Giornale di Marmo" (с 1983).