Концессии (в горном деле)

КОНЦЕССИИ в горном деле (от лат. соncessio — разрешение, уступка * а. соncessions; н. Konzessionen; ф. соncessions; и. соnceciones) — соглашения, разрешающие на определенных условиях осуществлять поиски, разведку и (или) эксплуатацию месторождений полезных ископаемых, принадлежащих государству (или местным властям). Концессии юридически оформляются путём заключения контрактов (договоров) о предоставлении прав, лицензий, о сдаче в аренду. В большинстве капиталистических стран концессии осуществляются в виде аренды земель или закрепления участков (горных заявок). В аренду, обеспечивающую право на поиски, разведку и разработку, сдаются крупные площади (сотни км2) с предполагаемыми запасами нефти и газа, угля, фосфатов, калийных солей и т.п. В период проведения на арендуемых площадях поисков и разведки взимается только арендная плата, после начала разработки — налоги на землю и горное предприятие, а также "ройялти" — плата за использование недр, исчисляемая с единицы добытого сырья или в виде определенного процента от общей стоимости продукции (например, в США от 12,5 до 25% для нефти и от 12,5 до 16,75% для газа). Горные заявки оформляются на участки ограниченных размеров (десятые доли км2), где обнаружены перспективные концентрации руд металлов и некоторых видов нерудного сырья (асбеста, слюды, гипса, драгоценных камней и т.д.). Горные заявки дают право на разведку и разработку недр в пределах таких участков, а также на использование поверхности и её ресурсов (например, леса для строит. целей).

Реклама



Концессии используются развитыми капиталистическими странами для обеспечения сырьевыми ресурсами и для сохранения экономического влияния в развивающихся странах. При этом с целью получения доступа к новым сырьевым источникам на их территории крупные компании капиталистических стран и транснациональные корпорации (THK) не только инвестируют значительные средства на разведку и освоение уже выявленных месторождений, но и осуществляют поиски новых, т.е. работы, связанные с наибольшим финансовым риском. "Концессия на поиски" (КП) позволяет осуществлять предварительное изучение земной поверхности различными методами, а также поисковое бурение. КП распространяется на большие площади, как правило, на несколько лет. В некоторых странах получение КП требует согласования программы работ с соответствующими государственными органами. В большинстве случаев предусматривается постепенная передача опоискованных участков на выделенной под КП площади в распоряжение государства-владельца. Получение КП обусловливается разовой оплатой, зависящей от размера площади. В некоторых странах КП даёт преимущественно право на получение последующей "концессии на разведку" (KP). Оплата KP взимается в виде разового взноса, зависящего от размера выделенной под концессию площади, а также в виде периодически выплачиваемого налога на землю. В некоторых странах открытие месторождений гарантирует концессионеру право превращения KP в "концессию на эксплуатацию" (КЭ), хотя в отдельных случаях предоставление последней должно служить предметом особых переговоров. Помимо указанных концессий, развивающиеся страны предоставляют концессию на строительство обогатительных и нефтеперерабатывающих предприятий, а также концессию на строительство нефтепроводов и транспортировку минерального сырья и продуктов его переработки.

Усилившаяся борьба освободившихся стран за контроль над своими природными ресурсами привела в большинстве из них в конце 60-х — начале 70-х гг. к пересмотру горного законодательства. Были созданы национальные государственные горнодобывающие компании, действующие концессии были частично или полностью ликвидированы путём передачи всех прав горнодобывающим министерствам этих стран. Новое законодательство сохраняет возможность привлечения иностранных концессионеров, однако уже на изменённых условиях. В ряде стран для КП и KP установлены минимальные затраты на разведочные работы, а для КЭ — минимальный объём годовой добычи в виде доли от разведанных запасов. Сроки концессии существенно сократились (для КП и KP до 2-5 лет, а КЭ до 20-25 лет). Предусмотрен постоянный контроль за деятельностью концессионеров, который осуществляется в форме национального "участия": для новых проектов — путём создания компаний-партнёров на базе местных (государственных или даже частных) капиталов; для уже действующих в стране иностранных компаний путём поэтапного подключения к ним местных государственных компаний. Во многих развивающихся странах разрешены совместные компании только с подчинённым участием иностранного капитала. К началу 80-х гг. в горнодобывающей промышленности большинства развивающихся стран значительно усилилось влияние государственного сектора, однако в ряде из них иностранные концессии продолжают сохранять свои позиции, хотя доля их в добыче минерального сырья постепенно снижается. Инвестиции иностранных компаний и THK в сырьевые отрасли экономики развивающихся стран всё чаще направляются на создание смешанных компаний с участием капитала государства — владельца сырья или приобретают форму целевого кредита, предоставляемого импортёром сырья на компенсационной основе.

Наиболее существенные изменения произошли в концессионной политике нефтедобывающих стран. В государствах, входящих в Организацию стран-экспортёров нефти (ОПЕК), в 70-е годы осуществлена полная национализация концессий. На аналогичный путь отмены нефтяной концессии и национализации нефтедобывающей промышленности вступили и не входящие в ОПЕК такие богатые нефтью латиноамериканские государства, как Мексика, Бразилия, Аргентина, Боливия и Перу. Тем не менее, в большинстве развивающихся стран транснациональные компании продолжают контролировать переработку нефти, транспортировку, каналы сбыта.