Крутонаклонный конвейер

КРУТОНАКЛОННЫЙ КОНВЕЙЕР с рифленой лентойКРУТОНАКЛОННЫЙ КОНВЕЙЕР (а. steeply inclined соnveyor; н. geneigter Forderer, Steilforderer; ф. соnvoyeur fortement incline; и. transportador de gran pendiente banda de fuerte inclinacion, cinta de fuerte inclinacion) — разновидность ленточного конвейера для перемещения грузов при углах подъёма свыше 18°. Крутонаклонный конвейер по сравнению с обычным ленточным конвейером позволяет значительно сократить длину транспортирования при одинаковой высоте подъёма и снизить объём горно-капитальных работ. Применяются крутонаклонные конвейеры в относительно небольших масштабах для транспортирования насыпных грузов по наклонным выработкам шахт, для подъёма грузов в карьерах, на обогатительных фабриках, а также входят в конструкции перегружателей, приёмных стрел роторных экскаваторов и др.

По способу удержания груза на ленте можно выделить три основные группы крутонаклонных конвейеров: с повышенным коэффициентом трения транспортируемого груза о грузонесущую поверхность ленты; с повышенным нормальным давлением груза на ленту; со специально закреплёнными на ленте подпорными элементами для поддержания груза. Имеются конструкции крутонаклонных конвейеров с различной комбинацией способов удержания груза на ленте. Повышение коэффициента трения между грузом и лентой достигается в основном за счёт привулканизированных (приклеенных) на её рабочей поверхности рифов и выступов различного профиля высотой 10-45 мм.

Крутонаклонные конвейеры с рифлёными лентами обеспечивают транспортирование мелко- и среднекусковых грузов при углах наклона 22-25°, при этом обратная ветвь конвейера движется по обычным ролико-опорам. Недостатки крутонаклонных конвейеров этого вида: меньшая производительность (на 30-40%) по сравнению с ленточными конвейерами с гладкой лентой; невозможность транспортирования крупно- кусковых грузов; сложность очистки ленты. В крутонаклонных конвейерах с рифлёными лентами возможно использование только однобарабанного привода, что ограничивает длину конвейера в одном ставе. Повышение нормального давления груза на ленту достигается путём придания ей многороликовыми опорами формы глубокого жёлоба, а также применением второго контура (прижимной гладкой ленты или гладкой ленты с прижимными катками). Крутонаклонные конвейеры с прижимной лентой обеспечивают транспортирование мелко- и среднекусковых грузов со скоростью 3-4 м/с, производительность 1000-1500 т/ч. Недостатки крутонаклонных конвейеров этого вида: усложнение конструкции; возможность просыпания частиц груза между краями грузонесущей и прижимной лент.

КРУТОНАКЛОННЫЙ КОНВЕЙЕР с плоской лентойСоздание подпора для транспортируемого груза обеспечивается специальными элементами из резины, пластмассы или металла, закрепляемыми различными способами на грузонесущей ленте. Существуют конструкции крутонаклонных конвейеров: с лотковой лентой и закреплёнными на ней фасонными перегородками; с плоской лентой, поперечными перегородками и гофрированными бортами высотой до 400 мм. Последние обеспечивают транспортирование мелкокусковых грузов при углах наклона до 45-50°. Благодаря волнистой форме бортов обеспечивается возможность деформации ленты при огибании концевых барабанов. Порожняковая ветвь ленты опирается своими краями на дисковые ролики или поддерживается неприводным замкнутым контуром дополнительной ленты. Недостатки крутонаклонных конвейеров с подпорными элементами в основном те же, что и крутонаклонных конвейеров с рифлёными лентами.

Ведутся работы по совершенствованию и созданию конструкций крутонаклонных конвейеров, обеспечивающих транспортирование крупнокусковых грузов под большими углами наклона.