Международный нефтяной картель

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НЕФТЯНОЙ КАРТЕЛЬ — монополистическое негласное объединение семи крупнейших международных нефтяных монополий с целью раздела источников сырья, рынков сбыта, установления монопольных цен и получения максимальной прибыли.

Международный нефтяной картель возник в конце 20-х — начале 30-х годов вследствие резкого обострения конкурентной борьбы за рынки сбыта нефти. Основная цель создания международного нефтяного картеля — стремление предотвратить конкуренцию и получать максимальные прибыли путём монополизации капиталистических нефтяных хозяйств. К числу нефтяных монополий, объединившихся в международный нефтяной картель, относятся американские компании "Exxon Соrporation" (название до 1973 "Standard Oil Соmpany of New Jersey"), "Texaсо Inсоrporated", "Mobil Соrporation", "Chevron" (название до 1984 "Standard Oil Соmpany of California"), "Gulf Oil Соrporation" (в 1984 поглощена "Chevron"), а также англо-нидерландская "Royal Dutch-Shell Group" и английский "British Petroleum Соrporation". В основе деятельности международного нефтяного картеля лежит ряд соглашений о разделе источников добычи и рынков сбыта нефти, об установлении квоты на производство и сбыт, согласовании цен и условий продажи нефти и нефтепродуктов. Первое картельное соглашение заключено в 1928. Участники международного нефтяного картеля распределили между собой долевое участие в совместных компаниях и их филиалах во всём капиталистическом мире, исключая США и Мексику. Одно из основных соглашений — установление экспортных цен на нефть. Концессионные соглашения давали нефтяным компаниям абсолютные права на добытую в развивающихся странах нефть. Для получения максимальных прибылей компании международного нефтяного картеля в качестве базисных цен на сырую нефть в любом порту отгрузки установили (независимо от фактических издержек) цены в портах Мексиканского залива. Эти цены отражали более высокие издержки добычи нефти в США и многократно превышали себестоимость добычи нефти на Ближнем и Среднем Востоке и в других районах. Предусматривалось также установление цен на сырую нефть в портах доставки по принципу "цена Мексиканского залива плюс фрахт". В этом случае к цене нефти в "базисном пункте" прибавлялись стандартные ставки за перевозку нефти танкерами международного нефтяного картеля из Мексиканского залива в порты назначения. Согласно другому правилу, поставки нефти каждому участнику международного нефтяного картеля осуществлялись из ближайшего нефтедобывающего района. Это позволяло сокращать издержки нефтяных компаний на транспортировку нефти к рынкам сбыта. По одному из соглашений цена нефтепродуктов с одинаковой спецификацией во всех пунктах прохождения устанавливалась одинаковой.

Реклама



Международный нефтяной картель контролировал все отрасли нефтяного хозяйства, начиная от добычи нефти и кончая сбытом нефтепродуктов. Пик монополизации капиталистической нефтяной промышленности приходился на 1949-50. В 50-е годах доля международного нефтяного картеля составляла (%): в запасах 65, добыче 55, транспортировке 67 и переработке нефти 57. Участникам международного нефтяного картеля принадлежали 85% нефтеперерабатывающих заводов капиталистического мира и около 2/3 танкерного флота, находившегося в частном владении. Международный нефтяной картель доминировал в капиталистическом нефтяном хозяйстве до конца 50-х годов. К этому времени его участники имели концессионные и арендованные площади более чем в 100 странах. Основную массу сверхприбылей международный нефтяной картель получал от добычи и экспорта сырой нефти из стран Азии, Африки и Латинской Америки. В 1954 участники международного нефтяного картеля организовали Международный нефтяной консорциум для добычи и сбыта иранской нефти. В 1960 развивающиеся нефтедобывающие государства создали в противовес международному нефтяному картелю Организацию стран — экспортёров нефти (ОПЕК).

В 70-е годы страны — члены ОПЕК осуществили широкую национализацию нефтяной промышленности, взяли в свои руки установление квот добычи и экспортных цен на нефть, добываемую в странах — участницах организации. В результате под контролем международного нефтяного картеля осталась лишь незначительная часть операций по добыче нефти в развивающихся странах. В конце 70-х годов на долю пяти американских нефтяных компаний, входящих в международный нефтяной картель, приходилось около 10,5% добычи, 25% переработки, 15% транспортировки нефти в капиталистическом мире.

До конца70-х годов члены международного нефтяного картеля получали огромные доходы от добычи и продажи нефти развивающихся стран. В 80-е годы почти весь доход от продажи сырой нефти перешёл в руки нефтедобывающих стран, обладающих полными правами собственности на добытую нефть. В новых условиях монополии международные нефтяные картели являются подрядчиками правительств развивающихся стран, предоставляя им оборудование и сбытовые услуги. Монополии международного нефтяного картеля взамен получали преимущественное право на гарантированные долгосрочные закупки основной массы добываемой нефти по официально установленным странами ОПЕК экспортным ценам. Вместе с тем члены международного нефтяного картеля сохраняли господствующее положение в области транспортировки, переработки и сбыта нефтепродуктов. Это позволило им переложить свои потери, понесённые от национализации их концессий, на страны-импортёры нефти, а точнее на сотни миллионов потребителей и путём многократного повышения оптовых и розничных цен во всех капиталистических странах существенно увеличить свои сверхприбыли от операций с чужой нефтью.