Монументальный камень

МОНУМЕНТАЛЬНЫЙ КАМЕНЬ (а. monument stone; н. Stein zur Denkmalerrichtung; ф. pierre monumentale; и. piedra monumental) — горные породы, используемые в качестве материала для создания произведений монументального искусства (памятников, обелисков, постаментов, городской и парковой скульптуры, фонтанов и т.п.). К числу наиболее распространённых видов монументального камня, используемого в отечественном монументальном искусстве, относятся: кварцит шокшинский (малиновый); граниты — емельяновский, токовский, лезниковский, новоданиловский (красные), жежелевский, крошнянский, янцевский (серые); мраморы — коелгинский, кибик-кордонский, полевской, мраморский (белые); известняки — бодракско-альминский, инкерманский (белые).

Начало использования горных пород в качестве монументального камня восходит к первобытному обществу (менгиры, культовые статуи и т.п.). Широкое применение природного камня в монументальном искусстве характерно для Древнего Востока, в частности Древнего Египта (сфинкс в Гизе), а позднее для искусства античной Греции (скульптура афинского Акрополя) и Древнего Рима (колонна Траяна). Со значительным расцветом этого вида искусства в эпоху итальянского Возрождения распространение в качестве монументального камня получает каррарский и пентиликонский мрамор (статуя Давида работы Микеланджело и др.). В России широкое использование монументального камня связано с русским классицизмом 2-й половины 18 – начала 19 вв. (работы скульпторов Ф. Ф. Щедрина, В. И. Демута-Малиновского, И. П. Мартоса и др.). С 1918 начал осуществляться ленинский план монументальной пропаганды, обусловивший расширение области использования монументального камня (работы скульпторов и архитекторов В. И. Мухиной, А. В. Щусева, И. Д. Шадра и др.). К числу наиболее выдающихся монументальных сооружений из камня, созданных в советское время, относятся: Мавзолей В. И. Ленина в Москве (строительство каменного Мавзолея в 1929-30) — мрамор, порфир, гранит, лабрадорит, габбронорит, кварцит; памятник Воинам Советской Армии в Трептов-парке в Берлине (1947-49) — гранит; Могила Неизвестного солдата в Москве (1967) — гранит, лабрадорит, кварцит; памятник Героическим защитникам Ленинграда (1975) — гранит.

Реклама



Монументальные камни добывают выборочным методом на месторождениях облицовочного камня, разрабатываемых на блоки; в отдельных случаях производится специальная разработка месторождений на монументальные камни или для его добычи выделяют специальные участки на карьерах облицовочного камня. К монументальным камням предъявляются повышенные требования в отношении монолитности, блочности, физико-механических свойств, декоративности, долговечности. Монументальный камень не должен иметь трещин, быть неоднородным. Прочность изверженных горных пород не ниже 100 МПа, твёрдость по Moocy не менее 7, теоретическая долговечность не менее 250 лет. Гранит для скульптуры должен обладать также определёнными цветовыми и текстурными качествами, однородностью цвета и структуры, способностью пластически обрабатываться, хорошо полироваться, иметь мелко- либо среднезернистую структуру. Требования к статуарному мрамору: монолитность, чистота тона, мелкозернистость, совершенно белый цвет (либо с равномерным тёплым тоном), хорошая светопроницаемость, лёгкая обрабатываемость. Известняк, предназначенный для скульптурных работ, должен иметь прочность на сжатие не менее 20 МПа, легко поддаваться пластической обработке скарпелями и широкими троянками.



Комментарии

01 ноября 2012 г.
Just what the doctor odrreed, thankity you!
Android-приложение
Смотрите также:
Геология полезных ископаемых: Минеральные ресурсы: Страны и континенты: Месторождения: Предприятия:
Отраслевые новости:

Аналитика: