Морской земснаряд

самоотвозной земснарядМОРСКОЙ ЗЕМСНАРЯД (а. sea dredge; н. Meeressaugbagger; ф. dragues de mer, bateaux-dragueurs; и. dragas chupones de mar, dragas de succion maritimas) — морское специализированное судно, оборудованное устройствами для выемки донных пород, отличающееся от морских драг в основном отсутствием на их борту средств обогащения полезных ископаемых. Морской земснаряд используют при подводной добыче полезных ископаемых, как правило, не требующих проведения обогащения, дноуглубительных работах и в других областях гидротехнического строительства.

Первый опыт использования технических средств выемки в морских условиях относится к началу 19 века. В 1878 построен первый морской земснаряд, эксплуатация которого при строительстве канала в Нидерландах показала высокую рентабельность. Этот морской земснаряд представлял морское судно со стальным корпусом. Бортовая всасывающая трубка с грунтоприёмником соединялась с корпусом жёстко цапфой, в трюм укладывалась порода, которая разгружалась из него через днищевые разгрузочные устройства. В 1878-82 построено 18 судов водоизмещением до 500 т. Выемку эти суда производили отдельными воронками. Создание в 1891 скользящего цапфенного соединения породозаборного устройства позволило в морских условиях применять траншейный способ. В 1898 предложена первая конструкция рыхлителя для работы в открытых морских акваториях.

ковшовый земснарядВ России первый морской земснаряд "Либава" использовался в порту Ревеля (Таллина) в 1888. В 1895 были созданы морские земснаряды, приспособленные для рефулирования породы на берег по трубопроводам. В России до 1917 эксплуатировалось несколько десятков морских земснарядов, в т.ч. землесосно-самоотвозные снаряды с трюмами вместимостью от 250 до 640 м3.

Реклама



Строительство специальных морских земснарядов, добывающих строительный материал с глубины до 35 м, начато в 60-х гг. 20 в. Как правило, это самоотвозные морские земснаряды с глухим трюмом и одним всасывающим грунтозаборным устройством.

Морские земснаряды классифицируют по назначению: для добычи строительных материалов и других полезных ископаемых; для дноуглубления и намыва береговых площадей, пляжей и сооружений; многоцелевые, в т.ч. для сбора разлитой нефти в море. По способу извлечения породы различают морские земснаряды механические, грейферные, штанговые, ковшовые, роторные и гидравлические (землесосные, эрлифтные, эжекторные). По способу транспортирования извлечённых пород к местам отвалов и складирования морские земснаряды делятся на рефулёрные, перекачивающие по береговому, плавучему или подвесному пульпопроводу, разгружаемые в шаланды или баржи и самоотвозные, отвозящие породу в собственных трюмах.

рефулерный земснарядМорские земснаряды могут эксплуатироваться при высоте волны до 2,4 м, производительность их по породе 20 000 м3/ч, грузоподъёмность грузовых трюмов до 16 000 т. Обычно многочерпаковые морские земснаряды имеют ковши вместимостью 0,2-1,8 м3. Самоотвозные морские земснаряды оборудованы грунтовыми насосами общей водопроизводительностью до 26 тысяч м3 при вместимости грузовых трюмов 420-6000 м3. Морские земснаряды имеют, как правило, дизель-электрический привод. С 60-х гг. перспективным считается строительство морских земснарядов с погружаемыми грунтовыми насосами, расположенными на забортных волочащихся всасывающих трубах и даже грунтоприёмниках. Установка таких насосов повышает эффективность эксплуатации морскиз земснарядов. Одновременно растёт грузоподъёмность единичного судна, увеличивается производительность и глубина разработки. Создаются морские земснаряды с глубиной выемки свыше 50 м за счёт применения шарнирных рам, а также создания специальных способов подвески черпаковой цепи, компенсирующих колебания глубин разработки из-за волнения моря. Расширяется строительство морских земснарядов многоцелевого использования, в частности для добычи песка и сбора нефти с поверхности моря.