Научная школа
НАУЧНАЯ ШКОЛА горная (а. school of mining science; н. Schule, Richtung; ф. eсоle scientifique; и. escuela, escuela cientifiсо) — форма организации коллективного труда научных работников под руководством главы или лидера школы — обычно крупного учёного. Характеризуется единой исследовательской программой, общностью научных взглядов и стиля научной деятельности в конкретной области горных наук.
Глава (лидер) научной школы является автором программной концепции — основы для решения научных задач; коллектив учёных, составляющих научную школу, всегда различается по возрасту и квалификации, статусу и научной компетенции, опыту и функциям. Научная школа может быть структурно организованной (лаборатория, кафедра, институт и др.), но может также представлять собой т.н. незримый коллектив, т.е. группу административно и территориально не объединённых специалистов. В ходе решения научных проблем в научной школе могут возникать новые направления исследований, складываться новые дисциплины. В научной школе учёный (группа учёных) передаёт при помощи средств коммуникации свои знания большому числу учеников, которые, усваивая информацию, опыт и методы исследования руководителей, решают конкретные задачи и развивают исследовательскую программу.
Зарождению научной школы предшествовало длительное накопление знаний по горном делу; совершенствовались средства информации, возрастал терминологический фонд, появлялись новые формы контактов, изменялась общая научная картина мира.
В 1500 Рюлейн Кальв издаёт пособие для горняков, в 1513 основывает во Фрайберге т.н. гуманитарную школу, выпускники которой стали носителями горных традиций и знаний, характеризующихся единством взглядов на проблему подземной разработки рудных месторождений. На фоне успехов экспериментальной (опытной) науки создаётся первый энциклопедический фундаментальный труд Г. Агриколы ("О горном деле и металлургии", 1556), ставший информативной основой формирования школы горняков Саксонии, представители которой приглашаются во многие страны Европы для организации добычи руд.
Реклама
В 17-18 вв. горное дело становится одной из ведущих отраслей промышленности, что стимулирует развитие научных исследований в этой области. Научные школы зарождаются в горных высших учебных заведениях, где технологический опыт и научные исследования формируются в отдельные научные дисциплины. Научные школы характеризуются углублёнными исследованиями проблемных вопросов, созданием оригинальных методик, формированием устойчивого терминологического фонда. В 19 веке сложившаяся система подготовки кадров высшей квалификации для научно-исследовательской деятельности не была адекватна развивающемуся уровню знаний и решаемым практическим задачам в области горного дела, что и послужило, очевидно, стимулом возникновения научной школы более высокого уровня — неформальных научных объединений учёных-горняков. Некоторые учёные взяли на себя функции подготовки исследователей (Д. И. Соколов, А. И. Узатис, И. А. Тиме, П. А. Олышев, Б. И. Бокий и др.).
Научная революция (начало 20 века) создала предпосылки для появления новых коллективных форм исследовательской работы в виде профильных научно-исследовательских институтов. Формируются научные школы в области подземной разработки пластовых месторождений (А. М. Терпигорев, Л. Д. Шевяков), шахтной аэрологии (А. А. Скочинский), открытой разработки месторождений полезных ископаемых (Е. Р. Шешко) и др.
Новый период развития научной школы связан с созданием крупных специализированных научно-исследовательских центров по отраслям горной промышленности и наиболее важным технологическим процессам. Революционные открытия в естествознании и глубокое проникновение достижений фундаментальных наук в горное дело приводят к формированию системы горных наук и дальнейшему совершенствованию научной школы. Происходит становление научных представлений о рациональной разработке месторождений нефти и газа, горно-химического и радиоактивного минерального сырья. Формируются научные школы по разработке рудных месторождений (М. И. Агошков), разработке нефтяных месторождений (А. П. Крылов), строительству горных предприятий (Н. М. Покровский) и др.
Современный период в развитии научной школы связан с научно-технической революцией. Возникают научные школы по новым, проблемным направлениям горной науки — физике горных пород и процессов (В. В. Ржевский), комплексному освоению недр (Н. В. Мельников) и др.