Оптовые цены
ОПТОВЫЕ ЦЕНЫ (а. wholesale prices; н. Großhandelpreise; ф. prix de gros; и. precios al por mayor, precios de mayorista) — цены на промышленную продукцию, по которым государственные предприятия (объединения) реализуют свою продукцию другим предприятиям, снабженческо-сбытовым и торговым организациям. В CCCP оптовые цены устанавливаются на основе общественно необходимых затрат труда на производство и реализацию данной продукции. Оптовые цены стимулируют научно-технический прогресс и обеспечивают предприятию возмещение его издержек производства и получение прибыли.
Особенностью горнодобывающей промышленности является резкое различие уровней затрат на производство одинаковой продукции на разных предприятиях. Эта особенность определяет специфику ценообразования в этой отрасли и зональную дифференциацию цен. Зональные цены устанавливаются едиными для всех предприятий, расположенных в данной зоне (районе) производства. При необходимости внутри зоны устанавливаются дифференцированные расчётные цены для отдельных предприятий-производителей. Выравнивание уровней рентабельности осуществляется путём изъятия дифференциального дохода в форме фиксированных рентных платежей за единицу добытой продукции на предприятиях с лучшими природными условиями.
Различают оптовые цены предприятия и оптовые цены промышленности. Первые включают плановую среднеотраслевую себестоимость и нормативную прибыль в размере, достаточном для внесения установленных платежей государству и образования фондов предприятия экономического стимулирования и финансирования других своих расходов. Разновидность оптовых цен предприятия — расчётные цены. Оптовые цены промышленности включают оптовые цены предприятия, налог с оборота и отчисления на содержание сбытовых организаций. Как правило, оптовые цены промышленности устанавливаются на производимые предметы потребления (например, нефть и нефтепродукты), а также на некоторые средства производства.
Оптовые цены выполняют планово-учётную, распределительную и стимулирующую функции. Виды оптовых цен оговариваются в хозяйственных договорах на поставку продукции, заключаемых производителем и потребителем. Оптовые цены бывают постоянными, временными, разовыми и ступенчатыми. Постоянные оптовые цены действуют длительное время до очередного пересмотра их уровня. Временные оптовые цены устанавливаются на определённый срок (полгода, год) на новую (осваиваемую) продукцию для стимулирования производителя, несущего в период освоения новой продукции дополнительные расходы. Разовые оптовые цены устанавливаются на уникальную продукцию, производимую в единичном экземпляре или небольшой партией; ступенчатые оптовые цены — для стимулирования предприятия своевременно снимать с производства устаревшую продукцию. На новую продукцию ступенчатые оптовые цены устанавливаются по высшему пределу и затем через определённые сроки автоматически снижаются, что через несколько лет делает невыгодным производство данной продукции. С 1967 в оптовых ценах предприятий и соответственно промышленности включаются затраты на геологоразведочные работы, которые по некоторым полезным ископаемым составляют значительную часть себестоимости их добычи. Оптовые цены на отдельные полезные ископаемые учитывают их качество, например металлургическую ценность ряда чёрных металлов, теплотворную способность природного газа, зольность, влажность и сернистость углей. Основные направления совершенствования оптовых цен в горной промышленности; дальнейшая дифференциация затрат горнодобывающих предприятий, учёт качества и местоположения разрабатываемых месторождений, более полный и точный учёт потребительских свойств различных видов минерального сырья и топлива, учёт затрат на охранно-природные мероприятия.