Пейзажный камень

ПЕЙЗАЖНЫЙ КАМЕНЬ (а. landscape stone; н. Ziersteine, Steingarten; ф. pierre de paysage; и. piedras deсоratives para paisaje, jardin de piedra) — условное (обиходное, торговое или местное) название цветных камней, неоднородность строения которых проявляется на срезе в виде различных изображений, напоминающих пейзажи, людей, животных, сказочные сюжеты и др. Эстетическая привлекательность пейзажных камней, недосказанность, новая, всегда неожиданная трактовка знакомой темы рождают мысль о бесконечном многообразии "творчества" природы. Некоторым типичным для данного камня "рисункам" издавна присваивались определённые магические свойства, в то время как неповторимая индивидуальность "рисунка" пейзажных камней часто приводила к возникновению глубоко личных отношений между камнем и его обладателем: камень одухотворяли, отводили ему важную роль в судьбе владельца и его семьи, считали его семейной реликвией.

Наибольшей известностью среди пейзажных камней пользуются яшмыCCCP — "орские", "сибайские", "калиновские", по названиям соответствующих месторождений на Южном Урале). В 1975 на 10-й московской выставке "Удивительное в камне" были представлены первые агатовые "пейзажи". С тех пор выставки "Удивительное в камне" ежегодно демонстрируют десятки новых агатовых "картин". За рубежом коллекции пейзажного (ландшафтного) агата известны в г. Идар-Оберштайн (ФРГ).

По живописным достоинствам яшмы и агаты заметно выделяются среди других пейзажных камней, но не конкурируют друг с другом в художественном отношении. Для яшм характерны драматические "сюжеты" с образами безжизненных гор, извержений вулканов, пожаров, бурь, планетарных катастроф и т.п. В агатах преобладает мягкая, спокойная, очень утончённая, объёмная "живопись" с передними и дальними планами, как бы уходящими в дымку полупрозрачного воздуха. "Картины" разнообразны по манере, сюжету и палитре. Так, например, агаты с черно-коричневыми дендритами в молочно-прозрачном халцедоне (месторождения Грузии, Казахстана) образуют осенне-зимние "пейзажи" с оголёнными деревьями, вершины которых растворяются в туманном небе. Меховые агаты, или мокка-агаты (месторождения Иджеванское в Армении, на Тиманском полуострове, за рубежом — в Индии и др.), включают причудливые переплетения хлоритовых дендритов, которые в комбинации с cepo-голубым или сиреневым халцедоном создают "картины" дремучих лесов и перелесков с полянами, виды подводного царства. Для красно-чёрных с белыми слоями агатов (месторождения Южного Урала) характерны яркие "морские пейзажи", а также пластичные силуэты людей и животных. Сказочные "картины" открываются в чёрно-белых с дендритами агатах из Монголии, в переливтах Урала, ониксах бассейна реки Зеи. Бело-розовая окраска свойственна пейзажным агатам Якутии и Д. Востока. Широко известны также ювелирные вставки, шкатулки, плакетки и другие изделия с "пейзажами" из чёрных марганцевых "деревьев" на нежно-розовом или оранжевом родоните. Массовое производство таких сувениров существует с 19 века на уральских камнерезных фабриках. Значительный интерес представляют подмосковные кремни, на срезах которых встречаются образы пустынь, пересохших озёр с солончаками, всхолмлённые ландшафты с выбеленными солнцем голыми скелетами деревьев. К числу живописных камней иногда относят и малахит, в прихотливой структуре которого богатое воображение может найти множество не связанных композиционно образов и фрагментов.

Реклама



Популярностью у любителей камня пользуется "Камень Айвазовского" (г. Карадаг, Крым) — галька трассов (цеолит-халцедоновый агрегат); камень мягко-зелёного цвета всех оттенков на срезе проявляет тончайший "морской пейзаж".

Несмотря на большие художественные достоинства, пейзажные камни почти не используются в прикладном искусстве из-за их сравнительной редкости, а также необходимости индивидуального художественного и технологического решения для каждого камня. Коллекционирование пейзажных камней становится всё более популярным увлечением среди любителей камня, чему способствует массовое производство алмазного инструмента, с помощью которого каждый коллекционер или художник может разрезать и отшлифовать свою находку.