Пилот-тоннель
ПИЛОТ-ТОННЕЛЬ (а. pilot tunnel; н. Pilottunnel; ф. galerie pilote; и. tunel piloto) — направляющая (передовая) горная выработка, проводимая при строительстве тоннелей больших сечений (50-60 м2 и более) различного назначения.
Пилот-тоннель предназначается для дополнительной геологической разведки по трассе строящегося основного тоннеля, обеспечения широкого фронта работ и совместного выполнения различных технологических операций по его проходке, облегчения вентиляции и водоотлива, а в период эксплуатации тоннеля — для выполнения инспекторского надзора. Размещают пилот-тоннель в подошве сооружаемого тоннеля или в его геометрическом центре. Часто пилот-тоннели закладываются на флангах, на расстоянии 15-20 м от основного тоннеля либо посередине между двумя основными тоннелями. Пилот-тоннели всегда опережают основные тоннели, и в соответствии с конкретной горно-геологической ситуацией это опережение колеблется от нескольких метров до десятков, иногда сотен метров. Через каждые 100-200 м пилот-тоннели соединяют обойками с основными тоннелями.
В зависимости от свойств пересекаемых пород пилот-тоннели могут иметь прямоугольную, сводчатую или круглую форму поперечного сечения. Размеры Пилот-тоннелей принимаются из условий размещения необходимого проходческого оборудования, обычно 6-8 м2, реже (например, при строительстве станционных тоннелей метро) 12-14 м2.
Проходка пилот-тоннелей в крепких породах осуществляется буровзрывным способом. В выработке возводится сборная крепь вразбежку или она остаётся без крепи. В неустойчивых породах пилот-тоннели проводятся с применением поддерживающей крепи и послойной разработкой забоя. Крепление — сборной крепью, чаще всего всплошную.
Способ строительства с применением пилот-тоннелей предопределяет комплексную механизацию всего производственного процесса и обеспечивает высокие скорости проходки основных тоннелей. Внедрение анкерной крепи в тоннелестроении позволило расширить границы применения этого способа на крепкие трещиноватые породы.