Плуг отвальный
ПЛУГ ОТВАЛЬНЫЙ (а. mould-board plough; н. Kippenpflug, Abraumpflug; ф. charrue; и. arado de vertedera, arado de cama) — горная машина, предназначенная для укладки в отвал горных пород, доставляемых железнодорожным транспортом при открытой разработке месторождений полезных ископаемых. Рабочий орган плуга отвального — основной и вспомогательные лемехи. Для укладки мягких горных пород плуг отвальный оборудуется 2 дополнительными лемехами, которые располагаются с каждой стороны главного; для укладки крепких горных пород оборудуется одним лемехом. Спереди плуг отвальный несёт лобовые листы с подкрылками, которые предназначены для очистки железнодорожных путей от породной мелочи.
Плуг отвальный, как правило, несамоходный и прицепляется к локомотиву. Технология работы плуга отвального заключается в сдвижении под откос отвала разгружаемой из думпкаров породы и планировке поверхности во время движения по путям со скоростью 6-10 км/ч. При каждом проходе лемех плуга отвального опускается на величину, достаточную для эффективного перемещения породы под откос. Ширина планируемой площадки зависит от свойств породы, складируемой в отвал, и составляет от 7 м при тяжёлых породах до 15 м при мягких. Производительность плуга отвального 350-500 м3/ч.
С помощью плуга отвального на карьерах, обслуживающихся железнодорожным транспортом, выполняются вспомогательные работы по сооружению кюветов, планировка откосов и очистка от снега железнодорожных путей.