Подъемная машина
ПОДЪЁМНАЯ МАШИНА шахтная (а. winder; н. Schachtfordermaschine; ф. machine d'extraction; и. maquina de extraccion) — основная часть подъёмной установки; предназначена для оборудования вертикальных и наклонных подъёмных установок угольных шахт и рудников. Используется также в шахтном строительстве (см. Бадейный подъем). По месту расположения подъемные машины делятся на подземные и поверхностные, которые могут находиться на земле и на башенном копре. Подъемные машины бывают стационарные и передвижные. Подъемные машины могут иметь барабанные органы навивки или оборудоваться шкивами трения (рис. 1, 2). Первые в зависимости от конструкции и числа барабанов изготовляются 4 типов и обозначаются: цилиндрические одно-барабанные (Ц), цилиндрические однобарабанные с разрезным барабаном (ЦР), цилиндрические двухбарабанные (2Ц), бицилиндроконические с разрезным барабаном (БЦК).
Глубина подъёма для барабанных подъемных машин определяется навивочной поверхностью барабана. Навивка каната на разрезной барабан может производиться только в один слой, на одно-и двухбарабанных машинах навивка может быть многослойной. Эти ограничения обусловливают область применения подъемных машин. Однобарабанные подъемные машины предназначены для работы с одного горизонта с навивкой левого и правого канатов на один барабан и для одноконцевых подъёмов с противовесом. Используются на шахтах и рудниках небольшой производительности и глубины (до 400 м). Двухбарабанные подъемные машины имеют большую канатоёмкость и могут обслуживать несколько горизонтов. Подъемные машины с бицилиндроконическими барабанами обеспечивают уравновешивание системы подъёма.
Шахтные подъемные машины, изготовляемые в CCCP, разделяются в зависимости от диаметра барабана на малые (с диаметром барабана до 3 м) и крупные (с диаметром барабана более 3 м). Подъемные машины малые предназначены для оборудования подземных и поверхностных подъёмных установок наклонных и вертикальных стволов шахт и рудников небольшой и средний производительности; крупные подъемные машины — для шахт различной производительности при обслуживании нескольких горизонтов при глубине 400-700 м (двухбарабанные и с одним разрезным барабаном) и при глубине до 800-1000 м (бицилиндроконические).
Наиболее прогрессивны многоканатные подъемные машины, которые имеют ряд существенных преимуществ по сравнению с одноканатными барабанными: меньший диаметр подъёмных канатов и канатоведущего шкива, компактность и малые размеры, возможность подъёма больших грузов (до 60 т) с глубины до 1500-2000 м и др., благодаря чему широко распространены в угольной и рудной промышленности всего мира. В подъемных машинах этого типа каждый подъёмный канат (их обычно от 4 до 12) огибает приводной шкив трения по кольцевой канавке, а оба его конца прикрепляют к подъёмным сосудам. Движение подъёмных сосудов по стволу осуществляется за счёт трения между подъёмными канатами и шкивом, вращающимся от двигателя. Многоканатные подъемные машины изготовляют в CCCP 3 типов: 4-, 6- и 8-канатные (табл.).
Малые и многоканатные подъемные машины изготовляет Донецкий машиностроительный завод им. ЛКСМУ, крупные — Новокраматорский машиностроительной завод им. В. И. Ленина (НКМЗ). Наиболее представительные зарубежные фирмы-изготовители подъемных машин: "ASEA" (Швеция), "Ingersoll Rand" (США), "Demag" (ФРГ).
Основные направления совершенствования подъемных машин: снижение их массы, применение дисковых гидротормозов, систем программного управления с использованием ЭВМ, создание безрамной конструкции многоканатных подъемных машины и др.