Погрузчик карьерный

ПОГРУЗЧИК КАРЬЕРНЫЙПОГРУЗЧИК КАРЬЕРНЫЙ (а. open pit loader; н. Tagebaulader; ф. chargeur de carriere; и. cargador para trabajos а cielo abierto) — самоходная погрузочно-транспортная машина цикличного действия с навесным рабочим органом в виде ковша, шарнирно закреплённого на конце стрелы и разгружающегося вперёд. Используется для погрузки и транспортирования на расстояние в среднем до 1 км разрыхлённых полускальных и скальных горных пород или для выемки мягких горных пород, а затем их транспортирования.

Погрузчики карьерные применяют на открытых горных работах с 1970-х гг.; в CCCP — в качестве дополнительного погрузочного (к экскаваторам ЭКГ-4,6 и ЭКГ-8И) и вспомогательного оборудования (в комплексе с автосамосвалами грузоподъёмностью 12-40 т), а также вскрышного при расстоянии транспортирования 150-400 м, в США — в качестве стандартного добычного и вскрышного выемочно-погрузочного и погрузочно-транспортного оборудования на карьерах производственной мощностью до 10-15 млн. т в год.

Наиболее распространены погрузчики карьерные грузоподъёмностью 13,6-32,7 т (вместимость основного ковша 7,65-18,35 м3, в CCCP главным образом 7,65-16,3 м3). В CCCP выпуск погрузчика карьерного (TO-21-1 грузоподъёмностью 15 т) начат в 1982-83.

Основные узлы конструкции погрузчики карьерные (рис.): двигатель, шасси, погрузочное оборудование.

На погрузчиках карьерных применяют дизельные 4-тактные 4-, 6-, 8-, 12- и 16-цилиндровые двигатели мощностью от 250 до 1030 кВт. По значению этого параметра различают погрузчики карьерные мощные (250-400 кВт) и большой мощности (свыше 400 кВт). Шасси погрузчика карьерного объединяет трансмиссию (гидромеханическую и электрическую), ходовую часть и механизм управления. Гидромеханическая трансмиссия используется на погрузчиках карьерных мощностью 250-1030 кВт; электрическая — от 400 до 900 кВт. Ходовая часть включает 2-секционную шарнирно-сочленённую раму, систему подвески, колёса и шины. 2-секционное шасси состоит из моторной и грузовой полурам, соединённых между собой 2 вертикальными шарнирами. Передний мост жёстко крепится на грузовой полураме, задний — шарнирно подвешивается на моторной полураме. Высокие тяговые свойства и проходимость обеспечиваются применением всех ведущих мостов и бескамерных шин низкого давления. Погрузочное оборудование (фронтального типа) включает основные и сменные погрузочные ковши, шарнирно установленную стрелу (прямой или изогнутой формы) и перекрёстный рычажный механизм управления ковшом. Управление погрузочным оборудованием главным образом гидравлическое.

Погрузчики карьерные (в сравнении с экскаваторами) отличают: небольшие капитальные затраты на приобретение и значительно меньшие эксплуатационные расходы (на 30- 70%); относительно небольшие габариты и высокая манёвренность; высокая скорость передвижения (превышающая в 50-80 раз скорость перемещения экскаваторов), позволяющая одному погрузчику карьерному обслуживать несколько забоев (горизонтов) одного или нескольких карьеров, расположенных недалеко один от другого: незначительная зависимость производительности погрузчиков карьерных от высоты забоя, что создаёт благоприятные условия для их применения при разработке невысоких развалов взорванных горных пород и уступов; универсальность и др. Направления совершенствования погрузчиков карьерных: увеличение грузоподъёмности, мощности, манёвренно- скоростных качеств износостойкости шин, создание малотоксичных двигателей, модификаций машин с удлинённой стрелой.

Наиболее представительные зарубежные фирмы, производящие погрузчики карьерные, используемые на карьерах CCCP: "Caterpillar Tractor Соmpany", "Clark Equipment Соmpany", "Dart Track Соmpany", "Marathon he Тоurneau Соmpany", "International Hough Соmpany" (все — США). Номенклатура грузоподъёмности от 9,6 до 32,7 т. Фирмой "Clark" создан самый крупный погрузчик карьерный грузоподъёмностью 32,7 т и мощностью 1030 кВт.