Проходческий копер
ПРОХОДЧЕСКИЙ КОПЁР (а. sinking headframe, sinking headgear; н. Abteuffordergerьst; ф. tour de foncage; и. castillete para perforacion de pozo, castillete para taladrar pozos) — промышленное здание, входящее в состав временного шахтного подъёмного комплекса и предназначенное для выдачи породы, спуска-подъёма оборудования, материалов, рабочих при строительстве ствола.
Различают проходческие копры деревянные, металлические, комбинированные. В CCCP применяют, как правило, металлические, сборно-разборные шатровые копры конструкции ВНИИ организации и механизации шахтного строительства ВНИИОМШС и института "Донгипрооргшахтострой" Министерства угольной промышленности CCCP. Проходческие копры ВНИИОМШС предназначены для проходки стволов диаметром от 5 до 9 м, глубиной от 400 до 1600 м при использовании бадей вместимостью от 2 до 9,5 м3. В зависимости от указанных параметров размеры проходческого копра в плане от 7х12, 8х14 до 16х16 м, масса 51,5-165 т, высота 19-26 м. Копёр представляет собой пространственную стержневую конструкцию, изготавливаемую в основном из стальных бесшовных труб и прокатных профилей на фланцевых соединениях.
Проходческие копры рассчитывают на нагрузку от подвесного проходческого оборудования, собственной массы и ветровой нагрузки. Для подвески проходческого оборудования в проходческом копре предусматривается подшкивная площадка. На ней размещаются шкивы подъёмных и направляющих канатов;, канатов для подвески проходческих полков, труб, спасательной лестницы, кабелей различного назначения и др. Более совершенными с точки зрения возможности индустриализации строительных и монтажных работ являются крупноблочные проходческие копры конструкции института "Донгипрооргшахтострой". Предназначены для проходки стволов диаметром 6-8,5 м, глубиной 600-1600 м с использованием бадей вместительностью 4-6,5 м3. Размеры копра в плане 12х12-16х16 м, высота 21-26 м, масса 135-190 т. Основные конструктивные элементы копра изготавливают в заводских условиях крупными блоками, а затем доставляют к месту монтажа автомобильным или железнодорожным транспортом. Копёр состоит из 4 пространственных сварных блоков. В основании (пяте) каждого блока имеется шарнир, с помощью которого попарно соединённые блоки монтируют в проектное положение. Копры устанавливают на блочные железобетонные или монолитные бетонные фундаменты. Подшкивная площадка этого копра двухэтажная. На нижнем этаже монтируют шкивы, используемые при проходке ствола, на втором — подъёмные шкивы и оборудование клетевого или бадейного подъёма (при проведении горизонтальных и наклонных горных выработок). Обшивка копра состоит из крупноразмерных металлических щитов, навешиваемых на металлоконструкции шатра.