Съезд (в горном деле)
СЪЕЗД в горном деле (а. cross-over; н. Rampe; ф. rampe; и. rampa) — открытая вскрывающая капитальная или временная выработка в виде полутраншеи или насыпь переменного сечения, предназначенные для обеспечения грузотранспортной связи одного рабочего горизонта с другим. По форме трассы транспортных коммуникаций и условиям эксплуатации съезды подразделяют на спиральные, петлевые, тупиковые и скользящие. Спиральными съездами вскрывают глубокозалегающие мощные месторождения.
Располагают съезды по контуру карьера с соответствующим для применяемого вида транспорта уклоном. На каждом рабочем горизонте спиральная трасса имеет горизонтальную площадку, от которой проводят разрезную траншею горизонта и устраивают пункт примыкания внутрикарьерных путей. После отработки горизонта этот пункт переносят на нижележащий.
Петлевыми съездами вскрывают глубокозалегающие месторождения с устойчивыми породами лежачего бока залежи и углом её наклона до 30°. Капитальная траншея состоит из отдельных, повёрнутых друг к другу на 180° отрезков, соединённых площадками с петлевыми трассами путей.
Тупиковые съезды вскрывают (с устройством тупиковых площадок) отдельные горизонты по нерабочему борту карьера, разрабатывающего глубокозалегающие и вытянутые по одному борту карьера месторождения. На каждом последующем горизонте движение транспорта меняется на противоположное. К тупиковым площадкам примыкают транспортные коммуникации рабочих горизонтов.
Скользящие съезды применяют для вскрытия любых месторождений при необходимости сокращения сроков строительства карьеров. Вскрывают месторождение в центре карьерного поля, горные работы развиваются к его флангам. Уступ разрезается съездом на две части с переменной высотой, и по мере их отработки транспортные коммуникации переносятся. Скользящие съезды эффективно используют также на конечной стадии отработки карьерных полей и необходимости обеспечения большой интенсивности проведения горных работ на рабочих горизонтах.
Самостоятельно съезды разных типов применяют относительно редко, на карьерах чаще встречаются их комбинации. Спиральные съезды создают при расконсервации карьеров, разрабатывающих кимберлитовые месторождения, и вскрытии верхних горизонтов железо- и меднорудных карьеров; тупиковые — при использовании железнодорожного транспорта на ряде горизонтов карьеров ЮГОКа, НКГОКа, Качканарского ГОКа и др.; петлевые — при использовании автомобильного транспорта на карьерах Лебединского, Ингулецкого, Ковдорского и др. ГОКов.
В связи с общей тенденцией применения различных видов транспорта в отдельных участках рабочей зоны, вызванной увеличением глубины разрабатываемых карьеров, в перспективе возрастут масштабы комбинированного использования различных типов съездов.