Скреперный комплекс

 СКРЕПЕРНЫЙ КОМПЛЕКС (а. scraper соmplex; н. Schrappersystem; ф. ensemble de scrapage, соmplexe de raclage; и. соmplejo de scraper) — комплект землеройно-транспортирующих и рыхлительных машин (ковшового, ножевого и навесного типов), основной машиной которого является самоходный скрепер. Кроме скреперов в скреперный комплекс в зависимости от условий применения и требуемой технологии работ входят тракторы-толкачи (или рыхлительно-бульдозерные агрегаты) и автогрейдеры. Иногда для уплотнения отсыпанного мягкого грунта в состав скреперного комплекса включают катки.

Скреперный комплекс применяют при открытой разработке месторождений полезных ископаемых, массовых земляных работах в качестве основного и вспомогательного оборудования (на вскрышных и добычных работах, при проведении траншей, нарезке новых уступов, зачистке кровли пластов полезных ископаемых и подошвы уступов, для производства рекультивационных работ, планировки трассы дорог и др.). Скреперные комплексы разрабатывают горные породы от рыхлых, сыпучих и влажных пластичных до скальных, разрыхлённых буровзрывным способом или рыхлителями. Особенно эффективно применение скреперного комплекса при открытой разработке комплексных месторождений со значительным колебанием полезных и вредных компонентов по мощности продуктивной толщи. Области использования скреперного комплекса при открытой разработке скальных пород определяются возможностью их механического (или буровзрывного) рыхления рыхлительно-бульдозерными агрегатами с получением кусков горных пород размером до 800 мм.

Особое положение скреперов в скреперном комплексе определяется возможностью выполнения одним механизмом полного цикла выемки, погрузки, транспортирования, выгрузки, складирования или отвалообразования горных пород. Среди скреперов скреперного комплекса — колёсные скребковые одно- и двухмоторные машины, скребковые двухмоторные, объединённые в пару (т.н. система "Пуш-Пул"), одно- и двухмоторные с элеваторной загрузкой. Выбор типа скрепера определяется объёмом работ, транспортными условиями и физико-механическими свойствами разрабатываемых пород.

Реклама



Одномоторные и в меньшей степени двухмоторные скреперы используют при разработке хорошо дробимых взрывом горных пород, скреперы с элеваторной загрузкой — рыхлых и сыпучих пород песок, упесь, гравий), а также (двухмоторные) рыхлённых скальных (мергель, сланцы и т.п.). Двухмоторные машины в составе скреперного комплекса в отличие от одномоторных могут работать в сырую погоду при неудовлетворительных грунтовых условиях. Гружёные скреперы преодолевают подъёмы под углом до 35° (одномоторные — до 25°). Тракторы-толкачи (или рыхлительно-бульдозерные агрегаты) предназначены для подталкивания определённых типов скреперов во время погрузки (выполняют также роль рыхлителя, бульдозера). Автогрейдеры осуществляют планирование трассы движения скреперов.

Принципиальная технология работы скреперного комплекса включает несколько взаимосвязанных последовательно выполняемых процессов: предварительное рыхление буровзрывным или механическим способами, загрузку горных пород в ковш скрепера, транспортирование в нём и разгрузку на отвале или складе.

Эффективность работы скреперного комплекса в значительной степени зависит от соотношения отдельных параметров входящих в него машин (табл.).

Наилучшие показатели скреперного комплекса достигаются в интервале расстояний транспортирования от 0,2-0,65 до 2,4-2,5 км. Основные преимущества скреперного комплекса по сравнению с экскаваторами в комплексе с транспортными средствами: возможность эффективной разработки территориально разобщённых участков; универсальность применения; возможность разделения полезных ископаемых по сортам за счёт послойной укладки в специальные штабели, а также перемешивания слоёв в процессе выемки; высокие темпы ввода карьера в эксплуатацию при сравнительно небольшом объёме капитальных затрат до поступления и монтажа основного оборудования большой единичной мощности и др.

За рубежом на открытых разработках широко применяются скреперного комплекса с самоходными колёсными скреперами (скорость движения до 70 км/ч) с ковшом вместимостью 10-42 м3 и дизельными двигателями мощностью до 750 кВт. Возрастают масштабы их использования при разработке мелкодроблёных скальных пород (США, Франция и др.) и больших объёмах работ (несколько сотен млн. т).