Штабелевание торфа
ШТАБЕЛЕВАНИЕ ТОРФА (а. peat stockpiling; н. Тоrfstapeln, Тоrfstapelung; ф. empilage de la tourbe, gerbage de la tourbe; и. apilamiento de turba, almacenamiento de turba, apilado de turba) — технологическая операция перевалки торфа из навалов в штабель.
Высота штабеля до 8 м. Он имеет треугольное или трапециевидное (при высотой свыше 7 м) поперечное сечение (ширина верхней части до 2 м). Длина штабеля зависит от технологии уборки: при перевалочной уборке до 460 м, при уборке бункерными машинами до 75-80 м. При штабелевании торфа поверхности штабеля придаётся ровный рельеф без бугров и впадин для снижения намокания его в период хранения. Угол наклона боковых поверхностей должен соответствовать углу естественного откоса фрезерного торфа, который в зависимости от качества (главным образом степени разложения, влажности и фракционного состава) колеблется в пределах 40-42°. Продольная ось штабеля расположена параллельно оси валового канала и перпендикулярно картовым. Штабелевание торфа производится самоходной штабелюющей машиной, состоящей из: рабочего органа — скребковой самотаски, рамы с гусеничным ходом, вертикальной рамы, контргруза, механизма трансмиссии и гидравлической системы управления (рис.).
Скребковая самотаска имеет две шарнирно соединённые части — наклонную (длина 10,2 м) и горизонтальную (длина 2,4 м), представляющие собой тяговые втулочно-роликовые цепи со скребками корытообразной формы, подвижно прикреплёнными к пластинам цепи. Нижние ветви пластинчатых цепей со скребками перемещаются роликами по направляющим угольникам рам, верхние — по трём парам направляющих салазок, укреплённых на кронштейнах. Шарнирное соединение обеих частей самотаски даёт возможность при изменении положения верхней наклонной части сохранять горизонтальное положение нижней, наличие которой позволяет более чисто и за меньшее число проходов убирать торф из небольших навалов. При образовании штабелей высотой 8 м обе части самотаски устанавливаются в одну линию. Установка рамы самотаски в нужное положение осуществляется с помощью гидропривода. Скребковая самотаска смонтирована сбоку гусеничного хода. Для уравновешивания с противоположной стороны укреплён контргруз массой 4 т. Главная рама машины, на которой устанавливаются рабочий аппарат, двигатель, кабина, элементы трансмиссии и управления, выполнена в виде сварной конструкции с жёстким четырёхточечным креплением к гусеничному ходу. Система передач имеет 16 скоростей движения машины вперёд и назад (от 0,063 до 0,883 м/с). В качестве силовой установки используется дизельный двигатель мощностью 40 кВт. Управление машиной гидромеханическое. Пределы изменения угла наклона самотаски 8-42°, скорость движения её цепи 1,35 м/с. Штабелевание торфа производится при непрерывном движении штабелюющей машины параллельно штабелю с включённой скребковой самотаской. Фрезерная крошка из навалов захватывается скребками самотаски и конвейером доставляется к вершине штабеля. Наибольшая площадь поперечного сечения навала, обрабатываемого за один проход, 4 м2. Производительность машины 780 м3/ч. Машина снабжена сменным рабочим оборудованием для уплотнения сырого торфа на откосах штабелей, снятия снега, фрезерования и удаления мерзлоты с поверхности штабеля перед погрузкой.