Штросса
ШТРОССА (а. stros; н. Strosse; ф. strosse; и. banсо) — нижняя часть тоннельной выработки, в которой возводят стены и лоток (обратный свод) тоннеля.
В зависимости от инженерно-геологических условий, размеров поперечного сечения и способа проходки тоннеля раскрытие и крепление штроссы производят по-разному. При проходке транспортных тоннелей в скальных породах механизированными горными способами ступенчатого забоя и нижнего уступа штроссы раскрывают после закрепления калотты сразу за один приём заходками по 2-4 м и более, разрабатывая породу буровзрывным способом или тоннелепроходческими машинами с рабочим органом избирательного действия. Применяя т.н. новый австрийский способ, вначале разрабатывают боковые штроссы, а после закрепления стен выработки слоем набрызг-бетона (иногда в сочетании с арками или анкерами) — центральную штроссу. При проходке тоннелей в некрепких скальных и мягких породах немеханизированными горными способами с раскрытием выработки по частям и закреплением деревянной веерной крепью штроссы разрабатывают и закрепляют отдельными кольцами шириной (lk) 4-6,5 м (через 1-3 кольца) после раскрытия и закрепления калотты. Способ полностью раскрытого профиля предусматривает разработку в первую очередь центральной штроссы. Для этого разбирают боковую затяжку нижней штольни и с обеих её сторон устраивают ниши, в которые укладывают брёвна-лежни диаметром 30-40 см, отёсанные на два канта. Затем разбирают кровлю штольни (снимают верхняки и затяжку), разрабатывают штроцетту, выбирая грунт снизу вверх до швеллера калотты, и устанавливают пару наклонных стоек-штендеров диаметром 25-28 см так, чтобы они образовали прямую линию с первой парой штендеров калотты.
Раскрывая штроссы в поперечном направлении, устанавливают вторую, третью, а иногда четвёртую пару штендеров, передавая на них давление от крепи калотты. После этого разрабатывают боковые штроссы, закрепляя контур выработки лонгаринами диаметром 30-32 см, опирающимися на подкосы, которые в свою очередь опираются на ранее установленные штендеры штроссы. В закреплённой таким образом штроссе бетонируют обратный свод тоннеля. При способе опёртого свода в скальных и полускальных породах вначале раскрывают центральную штроссу, оставляя откосы крутизной 1 : 0,1 — 1 : 0,5 и защитные бермы шириной не менее 25 см у пят свода. Боковые штроссы раскрывают в шахматном порядке заходками (1/3-1/2) lk с последующим бетонированием участков стен. В слабоустойчивых грунтах применяют способ опорного ядра, при котором боковые штроссы разрабатывают в штольнях и после бетонирования стен раскрывают центральную штроссу с применением средств крупной механизации.