Тепловоз

ТЕПЛОВОЗ ТЭМ-7ТЕПЛОВОЗ (а. diesel loсоmotive; н. Diesellokomotive; ф. loсоmotive diesel; и. loсоmotora Disel, loсоmotora-diesel) — локомотив с двигателем внутреннего сгорания, энергия от которого поступает на движущие колёсные пары через электрическую, гидравлическую или механическую передачу. На тепловозе устанавливают 2-тактные или 4-тактные двигатели внутреннего сгорания (дизели). На железнодорожном транспорте карьеров эксплуатируются главным образом тепловозы с электрической передачей (первый тепловоз подобного типа в СССР построен в 1924); на отдельных предприятиях для выполнения хозяйственных и некоторых других видов работ используются тепловозы с гидравлической передачей.

Электрическая передача состоит из генератора с возбудителем, тяговых электродвигателей и зубчатых редукторов. Вал генератора соединён с коленчатым валом дизеля. Валы электродвигателей и оси колёсных пар связаны между собой зубчатыми передачами, через которые вращающий момент передаётся колёсным парам. Гидравлическая передача энергии от дизеля на колёса осуществляется с помощью гидравлических аппаратов (гидромуфт и гидротрансформаторов) и механических звеньев (зубчатых колёс, валов и карданов). Тепловоз оборудован автоматическими и ручными тормозами, радиостанцией, автосцепными устройствами и приспособлен для обслуживания одним машинистом без помощника.

В СССР на предприятиях горнодобывающей промышленности в основном используются тепловозы серий 2ТЭ1ОМ, ТЭМ7, ТЭМ2, ТЭМ2У, ТГМ6 и др. (табл., рис).

Буквы и цифры означают: тепловоз — тепловоз; вторая буква указывает на тип передачи (Э — электрическая, Г — гидравлическая); третья буква определяет его назначение (М — маневровый). Цифра за буквами указывает номер серии. Цифра перед буквенным обозначением соответствует числу секций. См. также ст. Локомотив.

 



Android-приложение
Смотрите также:
Геология полезных ископаемых: Страны и континенты: Техника и технологии: Предприятия:
Отраслевые новости:

Аналитика: