Транспортно-отвальный мост
ТРАНСПОРТНО-ОТВАЛЬНЫЙ MOCT (а. overburden соnveying bridge; н. Abraumforderbrucke; ф. pont roulant, pont de transfert; и. puente de esсоmbrera) — самоходный автоматизированный агрегат, обеспечивающий транспортирование вскрышных пород по кратчайшему пути от экскаваторов во внутренние отвалы карьеров. Порода передаётся от двух — трёх уступов, разрабатываемых цепными многоковшовыми или роторными экскаваторами.
Транспортно-отвальный мост — крупнейший из агрегатов, применяемых при разработке пластовых горизонтально залегающих месторождений с мягкими покрывающими породами.
Конструктивное выполнение и параметры транспортно-отвального моста зависят от свойств разрабатываемого массива и пород в отвале, технологии отработки карьерного поля и параметров системы разработки. Транспортно-отвальный мост состоит из главного моста с отвальной консолью и одного или нескольких соединительных конвейеров, к которым порода от экскаваторов транспортируется к главному мосту.
Опоры транспортно-отвального моста оборудованы колёсно-рельсовым (редко гусеничным) механизмом передвижения. Перемещение транспортно-отвального моста вдоль фронта работ в пределах карьерного поля осуществляется (с помощью специального привода опор) в зависимости от системы разработки месторождения полезных ископаемых параллельно или веерообразно. В направлении развития горных работ транспортно-отвальный мост перемещают по мере отработки вскрышных пород, передвигая рельсо-шпальную решётку путепередвигателями непрерывного действия, которые встроены в ходовые тележки опор моста.
Изменение длины пролёта главного моста (в пределах до 13 м) достигается за счёт телескопичности его фермы, что позволяет ходовым тележкам опор автоматически приспосабливаться к реальному положению рельсовых путей. При работе транспортно-отвального моста возможно также относительное изменение отметок опор в вертикальной плоскости (в пределах 3-16 м) благодаря допускаемому перемещению фермы главного моста относительно опоры на угол до 3°. Поворот главного моста в горизонтальной плоскости на угол 20-26° относительно его продольной оси обеспечивается шарнирным соединением опор моста с ходовыми тележками. В зависимости от устойчивости породы отвальная опора моста располагается на кровле пласта или на предотвале, отсыпанном самим транспортно-отвальным мостом.
На главном мосту расположено несколько ленточных конвейеров, количество которых определяется числом необходимых промежуточных разгрузок породы для отсыпки предотвалов.
Основной производитель транспортно-отвального моста — предприятие "Лауххаммерверк" (Германия), которое выпускает мосты трёх типоразмеров для отработки вскрыши мощностью 35, 45 и 60 м, с длиной пролёта главного моста 180, 225 и 272 м, вылетом отвальной стрелы 75, 125 и 191,5 м, при ширине ленты конвейеров главного моста до 2750 мм и максимальной скорости транспортирования 10 м/с. Производительность транспортно-отвального моста до 36 000 м3/ч. Крупнейший транспортно-отвальный мост установлен на буроугольном карьере "Вельцов" в Германии; работает совместно с тремя цепными многоковшовыми экскаваторами, разрабатывающими верхний, средний и нижний уступы с общей высотой 60 м (длина пролёта главного моста 272,5+13,5 м, вылет отвальной консоли 191,5 м, длина соединительного моста 150 м; общая масса моста 26 000 т).
Ввиду уникальности конструкции и высокой стоимости транспортно-отвальные мосты в большинстве стран не получили широкого распространения.