Углесос
УГЛЕСОС (а. соal pump; н. Kohlepumpe, Kohlentrubepumpe; ф. pompe а charbon; и. bomba de carbon) — центробежный насос, применяемый для перекачивания угольной и угольнопородной гидросмеси.
Основное конструктивное отличие углесоса от центробежных насосов для чистой воды состоит в том, что все пульпопроводящие каналы в нём рассчитываются на пропуск кусков угля крупностью до 100 мм. Кроме того, в углесосе предусматривается ряд специальных конструктивных особенностей, направленных на максимальное снижение износа деталей, т.к. частицы угля и породы, находящиеся в пульпе, сильно изнашивают рабочие органы углесоса. Поэтому поверхности рабочих органов его изготовляют из износостойких материалов. Кпд углесоса естественно ниже, чем у насосов для чистой воды. Теория углесоса в основном идентична теории центробежных насосов для чистой воды, но замена её двухфазной жидкостью (пульпой) вносит изменения в рабочие характеристики. Учитываются они приближённым, полуэмпирическим методом.
Углесосы, применяемые на шахтах при подземной добыче угля гидравлическим способом, разделяются на 2 группы; одноколёсные и двухколёсные. Одноколёсные углесосы по своим конструктивным схемам могут быть выполнены как консольными, так и с концевыми опорами вала. Преимущество второй схемы по сравнению с консольной — более равномерное распределение радиальных нагрузок между обоими опорными подшипниками, а также вынос упорных подшипников в отдельный легко снимаемый узел. В гидравлическом отношении вторая схема менее выгодна, чем консольная, из-за прохода вала через вход в рабочее колесо. Использование такой схемы наиболее целесообразно в конструкции углесосов с очень большой величиной напора на колесо (до 2 МПа). В этом случае некоторое понижение кпд оправдано уменьшением нагрузок на подшипники.
На гидрошахтах CCCP применяются: одноколёсные консольные углесосы типа 10У-4, 12У-6, 12У-10, 14У-7 производительностью 350-1400 м3/ч, давлением 0,8-1,8 МПа; двухколёсный углесос типа 14УВ-6 (900 м3/ч; 3,2 МПа).
Дальнейшее совершенствование углесосов ведётся в направлении повышения давления, износоустойчивости, долговечности и увеличения их производительности.