Вагонетка

Схемы конструкции вагонетокВАГОНЕТКА шахтная (а. buggy mine car; н. Wagen, Kleinwagen, Lore; ф. berline, wagonnet; и. carreton, vagoneta) — откаточный сосуд, предназначенный для транспортирования грузов и людей по рельсовым путям. По своему назначению вагонетки подразделяются на грузовые, пассажирские и специальные.

Основные узлы грузовой вагонетки (рис.): кузов (глухой, с открывающимися днищами или бортом), рама (при рамных конструкциях), колёсная пара, буфер, сцепка (звеньевая, штыревая или автоматическая). Последняя одновременно является буфером. В зависимости от конструкции различают вагонетки: с глухим неопрокидным кузовом, с глухим опрокидным кузовом, с откидными днищами и с откидным бортом. Вагонетки с глухим неопрокидным кузовом (тип ВГ) получили наибольшее распространение; вместимость до 4,2 м3 (по углю) и до 9,5 м3 (по руде). Первые используют для транспортирования угля, руды, породы по подземным выработкам и на промышленных площадках, вторые — для транспортирования руды по подземным выработкам.

Достоинство вагонеток этого вида — простота конструкции. Основной недостаток — разгрузка специльными стационарными комплексами относительно низкой пропускной способности.

Вагонетки с глухим опрокидным кузовом вместимостью 0,35-1 м3 (тип BO) применяют для транспортирования руды и породы по подземным выработкам и на промышленных площадках шахт (небольшой производственной мощности) цветной металлургии, а также при геолологоразведочных работах. Достоинство такой вагонетки — возможность разгрузки в любом пункте трассы. Основные недостатки — наличие ручных операций при разгрузке, большая собственная масса вагонетки, низкий коэффициент поперечной устойчивости. Вагонетки с откидными днищами применяются при шахтном строительстве, реконструкции угольных предприятий. Вагонетки вместимостью 3,3 и 5,6 м3 (тип ВД) используют для транспортирования угля и породы по подземным выработкам, а вместимостью 1,5 и 2,5 м3 (тип ВДК) — также и на промышленных площадках.

Достоинство вагонеток — обеспечение поточной схемы движения состава на разгрузочном пункте. Разгрузка независимо от ориентации вагонеток по отношению к разгрузочному пункту осуществляется при открывании днищ в процессе продвижения нерасцепляемого состава. Основной недостаток — относительная сложность конструкции. Вагонетки с откидным бортом вместимостью 1,6, 2,5 и 4 м3 (тип ВБ) используют в основном на действующих шахтах для транспортирования руды и породы по подземным выработкам. Достоинство — максимальная (по сравнению с вагонетками других типов) площадь разгрузочного отверстия, что исключает застревание крупнокускового материала при разгрузке. Основные недостатки — сложность конструкции, большой вес. В США на предприятиях угольной промышленности применяют в основном грузовые вагонетки с донной разгрузкой, в ПНР, ФРГ, Франции — с боковой, на рудниках Швеции, а также на угольных шахтах ЧССР — с донной разгрузкой на поддерживающем рольганге. Создаются большегрузные грузовые вагонетки, способные противостоять динамическим нагрузкам, возникающим при движении на стыках рельс, а также при загрузке рудой и породой. Повышают жёсткость кузова вагонетки за счёт гофров и обвязок из специальных профилей. Вагонетки изготовляют из сталей, стойких к коррозийно-механическому износу. Оснащают вагонетки автосцепками и амортизацией подвеской полускатов.

Пассажирские вагонетки применяют для перевозки людей по горизонтальным наклонным подземным горным выработкам. Основные узлы вагонеток, предназначенных для горизонтальных выработок, — кузов с ходовыми проёмами, оборудованными дверями, подрессорная ходовая часть, рама с буферно-сцепным устройством, сигнальное устройство, обеспечивающее подачу сигнала машинисту локомотива с любого сиденья каждой вагонетки. В наклонных выработках вагонетки применяются самостоятельно и в составах, состоящих из головной и одной или нескольких прицепных вагонеток.

Головные вагонетки оборудуются устройством для соединения с тяговым канатом, прицепные — двумя промежуточными сцепками. Основные параметры вагонеток, эксплуатируемых в горизонтальных выработках, — число посадочных мест, удельная площадь на одного пассажира, габаритные размеры, в наклонных выработках — также угол наклона пути, скорость движения (регламентируется правилами безопасности), тяговое усилие и радиус закругления пути (в профиле и плане). Основные направления совершенствования пассажирских вагонеток — улучшение условий перевозок (повышение коэффициента комфорта до 0,35-0,37); оборудование ходовых проёмов раздвижными дверями; применение (в вагонетках горизонтальных выработок) равномерно распределительной пневматической тормозной системы, управляемой машинистом локомотива.


Реклама


Специальные вагонетки используют в противопожарных поездах, для перевозки взрывчатых веществ, вспомогательных материалов и оборудования, в том числе платформы (на базе ходовой части вагонетки), контейнерованного и пакетированного грузов и др.



Android-приложение
Смотрите также:
Отраслевые новости:

Аналитика: