Внутритоннельный транспорт
ВНУТРИТОННЕЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ (а. tunnel transport; н. Intertunneltransport; ф. transport interieur en souterrain; и. transporte interior en galeria) — система средств для перевозки грузов и людей в тоннелях в период их сооружения. По принципу действия выделяют внутритоннельный транспорт: периодический — рельсовый (вагонетки) и безрельсовый (автомашины), скреперные и тельферные установки; непрерывный — конвейерный и трубопроводный (гидравлический).
В отечественном тоннелестроении наиболее распространён рельсовый внутритоннельный транспорт. Ширина рельсового пути 550, 600, 750 и 900 мм. Вместимость вагонеток 0,5-10 м3. При перевозке грунта применяют главным образом вагонетки с глухим неопрокидным кузовом (вместимостью 1,5 м3), реже с опрокидным кузовом и саморазгружающиеся; для транспортирования бетона, элементов сборной обделки, длинномерных материалов (лесоматериалы, трубы) — вагонетки специальной конструкции (бетоновозки, тюбинго- и блоковозки и др.). Людей перевозят в пассажирских вагонетках (12-18 человек и более). Для перемещения вагонеток используют: контактные и аккумуляторные электровозы массой 3000-14000 кг (в тоннелях протяжённостью 50 м и более); средства откатки головным, хвостовым или бесконечным канатами (в зоне забоев или во внутритоннельных выработках, пройденных под большим уклоном). Перемещение вагонеток вручную допускается на участках длиной не более 50 м. В тоннелях большого сечения для транспортировки грунта всё шире применяют автосамосвалы и думперы (челночные автосамосвалы с поворотным управлением). Для подачи и перегрузки грунта от забоя в бункеры или вагонетки в тоннелях используют скреперные установки; для перегрузки грунта и материалов — тельферы. Конвейерный и трубопроводный внутритоннельный транспорт применяют в основном при высокомеханизированной проходке тоннелей. Наряду с определёнными достоинствами эти виды транспорта имеют некоторые недостатки: необходимость наращивания конвейерных ставов, трубопроводов и др.
За рубежом при строительстве тоннелей широко используют автомобильный, рельсовый (вместимость вагонов до 40 м3 и более) внутритоннельный транспорт, а при проходке тоннелей механизированными щитами с призабойной камерой — трубопроводный внутритоннельный транспорт (Великобритания, Япония, ФРГ).