Встречные забои

схема задания направления квершлагуВСТРЕЧНЫЕ ЗАБОИ (а. entries, соunter faces; н. Gegenorter; ф. соntre-tailles; и. соntratajos) — способ проведения подземной горной выработки одновременно с двух сторон с последующим смыканием забоев в намеченной точке. Применяется для сокращения сроков строительства подземных сооружений и при разработке месторождений (при вскрытии или подготовке новых горизонтов шахты, нарезке выемочных полей и участков).

Для проведения выработок встречного забоя по координатам пунктов маркшейдерских опорных сетей определяют направление движения каждого забоя в горизонтальной и вертикальной плоскостях, переносят его в натуру и систематически проверяют. Направление или ось сооружаемой выработки закрепляют тремя отвесами или фиксируют лучом лазерного указателя направлений. Для маркшейдерско-геодезического обоснования встречного забоя применяют также взрывобезопасные переносные гирокомпасы маркшейдерские, светодальномеры, оптические теодолиты.

Проведение встречного забоя упрощается при сбойке по проводнику (по полезным ископаемым в висячем или лежачем боку залежи), т.к. помимо ответственного направления смыкания (перпендикулярного оси сбойки) появляются свободные направления. Наличие свободных направлений исключает или снижает влияние отдельных источников погрешности и упрощает методику маркшейдерской съёмки.

Основные источники неточного смыкания встречного забоя в плане — погрешности измерения углов и длины линий в полигонометрических или теодолитных ходах опорных сетей, а также погрешности ориентирования подземных маркшейдерских сетей (рис.).

Смыкание забоев в вертикальной плоскости зависит от погрешностей нивелирных ходов, тригонометрического нивелирования и передачи высот с земной поверхности в шахту. Погрешность смыкания (сбойки) определяется величиной расхождения осей сооружаемых выработок в горизонтальной и вертикальной плоскостях.

Наиболее высокие требования к точности смыкания забоев предъявляют при проведении выработок с одновременным возведением капитальной крепи, сооружением фундаментов под оборудование магистральных конвейеров или опор под железнодорожные пути. В этих случаях расхождение осей допускается не более чем в несколько сантиметров.