Эргономика

ЭРГОНОМИКА, эргономия (от греческого ergon — работа и nomos — закон * а. ergonomics, human engineering; н. Ergonomik; ф. ergonomie; и. ergonomica), — изучение взаимодействия человека и техники в системе человек-машина (СЧМ) для оптимизации трудовых процессов.

Цель эргономических исследований — найти пути и методы приспособления производственной среды к особенностям, возможностям и пределам человеческого организма, облегчить его адаптацию к физическим, социально-психологическим и технико-организационным условиям производства, оптимизировать все компоненты системы "человек — техника — производственная среда". Термин "эргономика" предложен в 1857 польским естествоиспытателем В. Ястшембовским. Советские учёные В. Н. Мясищев и В. М. Бехтерев разработали первую содержательную концепцию эргономики, которую в CCCP называли эргологией или эргонологией, и сформулировали положение об основных задачах эргономики в социалистическом обществе. Термин " эргономика" стал общепризнанным после 1949, когда группа английских учёных во главе с К. Мареллом организовала Эргономическое исследовательское общество. С середины 50-х гг. эргономика интенсивно развивается: создана Международная эргономическая ассоциация (1961), в которой представлено свыше 30 стран; 1 раз в 3 года проводятся международные конгрессы по эргономике; образован технический комитет "Эргономика" в Международной организации по стандартизации; в Великобритании издаются журналы "Ergonomics" (с 1957), "Applied Ergonomics" (с 1969), "Ergonomics Abstracts" (с 1969); журналы эргономического профиля выпускаются в Болгарии, Венгрии, США, Франции; разрабатываются учебные программы и ведётся подготовка специалистов в области эргономики в высших учебных заведениях.

Эргономика на базе системного подхода пользуется широким ассортиментом методов, сложившихся в математике, кибернетике, физиологии человека, экономике, психологии, технической эстетике (дизайне), программировании, научной организации труда. Иногда эргономика рассматривается как часть инженерной психологии, а последняя трактуется как одна из теоретических основ эргономики.

Реклама



В рамках горной науки методы эргономики используются при исследовании деятельности человека — оператора пульта горного диспетчера, водителей автотранспорта на карьерах, экипажей роторных экскаваторов, комбайнов, рабочих на буровых станках, операторов АСУТП, ЭВМ и в др. человеко-машинных системах на горных предприятиях. Эти исследования проводятся с целью оценки соответствия технических характеристик машин возможностям и требованиям человека при проектировании и совершенствовании техники для обеспечения эффективного функционирования СЧМ, для выявления резервов роста производительности труда, совершенствования систем управления.

Экономической проблемой эргономики является оценка экономической эффективности затрат на внедрение инженерно-психологических рекомендаций. Примеры эргономических мероприятий, дающих экономические эффект: улучшение условий труда, удобное расположение пульта управления, создание оптимального микроклимата, введение карт организации труда, оптимизация режимов труда, усиление опознавательных признаков сигналов, стандартизация органов управления.

Социальный результат внедрения эргономики в удовлетворённости трудом, в высокой работоспособности при эксплуатации удобной, совершенной, отвечающей требованиям современной техники и в развитии человека в СЧМ.