Горное законодательство
ГОРНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО (а. mining legislation; н. Berggesetzgebung, Bergverfassung; ф. legislation des mines; и. legislacion minera) — совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с использованием и охраной недр.
В советском государстве национализация недр произведена Декретом о земле, принятым 2-м Всероссийским съездом Советов рабочих и солдатских депутатов 26 октября (8 ноября) 1917. В соответствии с Конституцией CCCP (ст. 11) недра в CCCP состоят в исключительной собственности государства. Все недра в CCCP, как используемые, так и неиспользуемые, составляют единый государственный фонд недр. Государственная собственность на недра в CCCP составляет основу горных отношений, т. е. общественных отношений в области использования и охраны недр, создаёт условия для планового, рационального, комплексного пользования недрами, позволяет обеспечивать правильное размещение производительных сил страны и высокие темпы развития народного хозяйства.
Задачами горного законодательства является регулирование горных отношений в целях обеспечения научно обоснованного, рационального, комплексного использования недр для удовлетворения потребностей в минеральном сырье и других нуждах народного хозяйства, охраны недр, обеспечения безопасности работ при пользовании недрами, а также охрана прав предприятий, организаций, учреждений и граждан, укрепление законности в этой области. Государственное управление в области использования и охраны недр осуществляется Советом Министров CCCP, Советом Министров союзных и автономных республик, исполнительными комитетами местных советов народных депутатов, а также специальными уполномоченными государственными органами (Госгортехнадзором CCCP, Министерством геологии CCCP, министерствами геологии союзных республик и др.). Государственный контроль в области использования и охраны недр осуществляют Советы народных депутатов и их исполнительные и распорядительные органы, государственный надзор за использованием и охраной недр — органы государственного горного надзора, государственный контроль за ведением работ по геологическому изучению недр — органы государственного геологического контроля. Большое внимание горное законодательство уделяет разведке и добыче полезных ископаемых.
Реклама
По особенностям правового режима полезные ископаемые подразделяют на 4 группы: не общераспространённые, общераспространённые, подземные воды, торф. Порядок использования месторождений общераспространённых полезных ископаемых, торфа и пресных подземных вод определяется горным законодательством союзных республик. Недра предоставляются только в пользование.
Пользователями недр могут быть государственные, кооперативные, общественные предприятия, организации и учреждения, а в отношении общераспространённых полезных ископаемых, торфа и пресных подземных вод — также все землепользователи, в том числе и граждане.
Пользователи недр имеют право и обязаны пользоваться недрами в соответствии с целями, для которых они предоставлены.
Пользователи недр обязаны обеспечивать: полноту геологического изучения; рациональное, комплексное использование и охрану недр; безопасное для работников и населения ведение работ, связанных с пользованием недрами; охрану атмосферы воздуха, земель, вод и других объектов окружающей природной среды, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием недр; сохранность заповедников, памятников природы и культуры; приведение земельных участков, нарушенных при пользовании недрами, в безопасное состояние, а также в состояние, пригодное для использования их в народном хозяйстве. Действия, в прямой или скрытой форме нарушающие право государственной собственности на недра, запрещаются.
Пользование недрами включает геологическое изучение недр, добычу полезных ископаемых независимо от того, находятся ли они в глубине недр или выходят на поверхность, пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых (для строительства и эксплуатации подземных сооружений, захоронения вредных веществ и отходов производства, сбросов сточных вод, подземного хранения веществ и материалов и т.п.).
Горное законодательство направлено на охрану недр. Установлен ряд правовых требований, стимулирующих наиболее полное и комплексное использование запасов полезных ископаемых при эксплуатации месторождений, предотвращающих загрязнение недр и неоправданную застройку земельных участков, находящихся над месторождениями полезных ископаемых, обеспечивающих охрану участков недр, представляющих особую научную или культурную ценность. Действие горного законодательства распространяется также и на исследования и разработку неживых ресурсов континентального шельфа CCCP. За нарушение горного законодательства установлена дисциплинарная, административная, уголовная и гражданская ответственность. В отличие от законов первых лет советской власти, все вопросы пользования земельными участками, необходимыми для пользования недрами, регулируются земельным, а не горным законодательством.
В других социалистических странах природные богатства, содержащиеся в недрах земли, также являются государственной собственностью, т. е. всенародным достоянием. Порядок их разведки и разработки специально регулируется законодательством.
Истоки горного законодательства уходят в древность. В Древнем Египте, Древней Греции, Карфагене, где широко велась добыча золотых, серебряных и медных руд, участки разработки принадлежали верховной власти государств. В Древнем Риме первоначально недра являлись собственностью владельца земельного участка. Позже на завоёванных территориях право собственности на недра, как и на поверхность, принадлежало государству. В эпоху разложения феодализма и особенно при капитализме в горном законодательстве отражается борьба двух начал: горной собственности (разведка и добыча полезных ископаемых может производиться лишь с разрешения собственника земли) и горной свободы (разведка и добыча полезных ископаемых производится с разрешения государства, но с вознаграждением собственника земли). В этом разграничении отражается реальный антагонизм классовых интересов капиталистов-горнопромышленников, с одной стороны, и помещиков-землевладельцев — с другой. Принцип горной свободы в России провозглашён при Петре I, а горной собственности — при Екатерине II. Большое значение для развития горного законодательства в России имел Горный устав (1857), вошедший наряду с Уставом о частной золотопромышленности и Уставом о соли (1887) в Свод законов.