Комбинированный транспорт

КОМБИНИРОВАННЫЙ ТРАНСПОРТКОМБИНИРОВАННЫЙ ТРАНСПОРТ карьерный (а. соmbined open-pit transport; н. kombinierter Tagebautransport; ф. transport de carriere соmbine; и. transporto соmbinado de canteras, transporto соmbinado а cielo abierto) — совокупность нескольких видов транспорта, последовательно расположенных, взаимозависимых и работающих в единой транспортной цепи карьера.

Комбинированный транспорт получил распространение с 1950-х гг., что было вызвано увеличением глубины многих крупных карьеров. Для комбинированного транспорта характерно использование каждого из видов транспорта в оптимальных для него условиях. Недостатки комбинированного транспорта: усложнение системы ремонта и обслуживания, неизбежность перегрузки горных масс из одного вида транспорта в другой.

Системы комбинированного транспорта состоят обычно из трёх звеньев: транспорт в пределах карьера, подъём на поверхность, транспорт на поверхности до пунктов разгрузки (отвала, обогатительной фабрики, станции Министерства путей сообщения CCCP). Возможны также системы различных видов в каждом звене. Наиболее часто один вид транспорта используется в пределах карьера, а другой — для перемещения горных масс на подъёме и на поверхности.

Наиболее распространённые виды комбинированного транспорта включают использование в пределах карьера автомобильного (реже железнодорожного) транспорта; для выдачи горных масс на поверхность служат конвейеры или скиповой подъём.

Чаще всего на карьерах применяется комбинация автомобильного и железнодорожного транспорта (рис., а, б), которая наиболее эффективна на крупных карьерах большой производственной мощности, при разработке нижних горизонтов карьеров с ограниченными размерами в плане, затрудняющими развитие железнодорожных путей, при отработке участков месторождения со сложной конфигурацией и составом полезных ископаемых, при необходимости интенсификации горных работ в глубинной части карьера. Автомобили вводятся, как правило, с глубины 150-180 м.

Реклама



Пункты перегрузки с автомобильного транспорта на железнодорожный располагают на дне карьера, на борту или на поверхности, в непосредственной близости от верхней бровки карьера. По мере понижения работ расстояние до перегрузочного пункта увеличивается и возрастает длина транспортирования автосамосвалами. Это снижает эффективность комбинированного транспорта и вызывает необходимость переноса перегрузочного пункта на нижерасположенные горизонты. При этом расстояние перевозок автомобильным транспортом изменяется от 0,5 до 1,5 км, а железнодорожным, включая путь на поверхности, возрастает до 8-10 км и более.

Горная масса перегружается из автосамосвалов в железнодорожные составы с помощью погрузочных средств и устройств или непосредственно. На современных карьерах в основном применяются экскаваторные перегрузочные пункты вместимостью горной массы 3-5 тысяч м3 и более. Отгрузка со склада (который может одновременно являться также сортовым усреднительным) производится экскаваторами или погрузчиками. Непосредственная перегрузка — на площадках или специальных эстакадах. Автомобильно-железнодорожный комбинированный транспорта способствует повышению производительности экскаваторов и транспортного оборудования, сокращению трудоёмких путевых работ, более равномерному распределению объёмов вскрышных работ, уменьшению числа автосамосвалов и др. Величина грузопотока при этом виде комбинированного транспорта 30-50 млн. т. Автомобильно-конвейерный транспорт наиболее распространён на карьерах с крепкими скальными породами и рудами. Ввод автомобильно-конвейерного комбинированного транспорта наиболее целесообразен с глубины разработки 80-150 м, а эксплуатация при дальности транспортирования автосамосвалами — до 1,5 км и конвейерами — до 3 км. Конвейерами, располагаемыми по борту карьера (в траншеях, полутраншеях) или в специально пройденных подземных выработках (наклонных стволах), горная масса выдаётся на поверхность для перемещения на обогатительную фабрику или перегрузки в другой вид транспорта.

Перегрузочные пункты (стационарные или полустационарные) с автомобильного на конвейерный транспорт, так же как и при автомобильно-железнодорожном, могут располагаться на поверхности у борта карьера, в его донной части или на борту. Перегрузочные пункты оборудуют грохотами, дробилками (рис., в), питателями. Карьеры, характеризующиеся значительным темпом понижения работ и большим сроком службы, имеют полустационарные перегрузочные пункты, располагаемые на концентрационных горизонтах и периодически (через 60-90 м) перемещаемые по мере углубления разработки на нижние горизонты.

Конкурентоспособность автомобильно-конвейерного комбинированного транспорта с другими видами транспорта возрастает с увеличением производственной мощности и глубины карьера. На большинстве карьеров глубиной свыше 200-250 м автомобильно-конвейерный транспорт становится на 10-15% экономически более выгодным, чем автомобильно-железнодорожный. Возможность транспортирования дроблёной скальной горной массы ленточными конвейерами (под углом 15-16°) во многом предопределяет уменьшение разноса бортов карьера и объёмов горнокапитальных работ, способствует сокращению периодов ввода в эксплуатацию новых горизонтов, уменьшению протяжённости транспортных коммуникаций, позволяет внедрить элементы поточной технологии, повысить производительность оборудования и интенсифицировать отработку месторождения. Грузопоток при автомобильно-конвейерном транспорте 18-20 млн. т и более.

Железнодорожно-конвейерный транспорт используется при больших размерах карьеров в плане и значительной их глубине (свыше 150-180 м). Однако такие условия встречаются сравнительно редко. Величина грузопотока при введении комбинации железнодорожно-конвейерного транспорта — 20-25 млн. т и выше.

Автомобильно-скиповой транспорт (рис., г) даёт возможность транспортировать скипами крупнокусковую взорванную скальную горную массу вверх по борту карьера под углом до 45° и в шахтных стволах — до 90°. Значительное сокращение разноса бортов, особенно в условиях крепких вмещающих пород, и уменьшение объёмов горнокапитальных работ, надёжная и безопасная работа скиповых подъёмников в условиях низких температур делают целесообразным его применение в сравнительно глубоких карьерах (до 350-400 м) с малыми размерами в плане. Скиповые подъёмники устанавливают при глубине карьера 50-100 м. Величина грузопотока при этом виде комбинированного транспорта 8-10 млн. т. Недостатки автомобильно-скипового транспорта: трудность организации подъёма горной массы с нескольких горизонтов, высокая стоимость приёмных бункеров на поверхности.

Кроме основных видов комбинированного транспорта, известны комбинации автомобильного транспорта с гравитационным, канатным (рис., д), гидро- и пневмотранспортом и др. Они практически не распространены на горных работах (кроме автомобильно-гравитационного).