Надземный переход трубопроводный
НАДЗЕМНЫЙ ПЕРЕХОД ТРУБОПРОВОДНЫЙ (а. overhead pipeline crossing; н. Freileitung; ф. croisement aerнen; и. paso aereo de tuberia, paso aereo de соnducto, paso aereo de соnduccion) — комплекс сооружений для прокладки трубопровода через естественные или искусственные препятствия (овраги, малые реки с крутыми берегами, каналы и арыки, горные реки с блуждающим руслом, горные выработки, оползни, многолетнемёрзлые грунты, автомобильные и железные дороги и т.п.).
По конструкции надземных переходов трубопроводных различают; арочные трубопроводы, балочные переходы трубопроводов, висячие трубопроводы, подводные трубопроводные переходы, эстакадные трубопроводы. Надземный переход трубопроводный осуществляют однопролётным и многопролётным с промежуточными опорами. В качестве опор используют плиты, рамы, стойки, сваи, блоки, оболочки, выполненные в зависимости от местных условий, нагрузок технологии строительства и других факторов из металла, железобетона, дерева. Различают опоры неподвижные, продольно-подвижные и свободноподвижные (см. Надземный трубопровод). В эстакадных системах в качестве пролётного строения используют фермы, составной частью которых является трубопровод. Строят надземные переходы трубопроводные, используя подъём сваренной плети трубопровода на опорные конструкции, монтаж на временных опорах всей системы тросов и оттяжек и последующий подъём пилонов (висячие, вантовые системы и в виде самонесущих нитей), последовательную продольную надвижку трубопровода, заранее монтируемого на берегу в пролёт на опорные элементы (балочные, висячие системы), подъём и монтаж при помощи грузоподъёмных механизмов заранее собранной конструкции (арочные и шпрингельные системы). Различают в основном следующие виды нагрузок и воздействий, действующих на надземные переходы трубопроводные: постоянные (собственная масса надземных переходов трубопроводных, масса изоляции и различных элементов конструкции — балок, распорок, связей, подвесок, тросов, настила и т.п.); временные длительные (масса транспортируемого продукта, усилия от внутреннего давления транспортируемого продукта и температурные воздействия); кратковременные (нагрузки от обледенения, снега, ветра, смещения опор; монтажные нагрузки в период строительства и эксплуатации). В сейсмических районах рассматривают особое сочетание нагрузок, учитывающих инерционные нагрузки, возникающие при землетрясении.
Общие тенденции при строительстве надземных переходов трубопроводных: снижение массы конструкций, разработка наиболее простых методов монтажа и индустриальность изготовления конструкции на основе типизации наиболее часто применяемых систем.