Пешеходный тоннель
ПЕШЕХОДНЫЙ ТОННЕЛЬ (а. subway; н. Fußgangerunterfuhrung; ф. passage souterrain, tunnel а pietons; и. tunel para peatones) — предназначен для пропуска пешеходных потоков под транспортными магистралями, насыпями, холмами, дамбами, реками и пр. Пешеходные тоннели чаще всего возводят в городах. Первые пешеходные тоннели в Москве были построены в конце 50-х гг.; в 1986 в Москве насчитывалось более 280 пешеходных тоннелей.
Планировочные схемы пешеходных тоннелей весьма разнообразны. Так, при пересечении транспортных магистралей сооружают одиночные тоннели "линейного" типа, а на крупных перекрёстках и площадях устраивают разветвлённую сеть пешеходных тоннелей в виде примыкающих друг к другу, взаимно пересекающихся или разветвляющихся коридоров, а также "зального" типа с центральным распределительным залом, в котором могут размещаться магазины, кафе, киоски и пр. (например, в пешеходном тоннеле под ул. Крещатик в Киеве). Пешеходные тоннели имеют преимущественно односкатный продольный профиль; максимальный продольный уклон составляет 40%, минимальный — 4%. Входы и выходы из пешеходных тоннелей устраивают в виде лестниц, пандусов или эскалаторов.
Ширину пешеходных тоннелей выбирают исходя из интенсивности пешеходного движения в час пик и средней пропускной способности 1 м тоннеля — 2000 чел/ч. Обычно ширина пешеходных тоннелей 4,6 или 8 м, высота не менее 2,3 м. Для увеличения пропускной способности пешеходных тоннелей, длина которых превышает 100 м, целесообразно устройство движущихся тротуаров. Конструкции пешеходных тоннелей выполняют преимущественно из сборного железобетона в виде однопролётных и двухпролётных рамных систем, состоящих из стеновых, лотковых блоков и блоков перекрытия. Находят применение крупноблочные конструкции из П-образных блоков, а также цельносекционные обделки из пространственных элементов длиной до 1,5-2 м и массой до 15-20 т и более.
Строительство пешеходных тоннелей мелкого заложения осуществляют, как правило, котлованным или траншейным способом с использованием технологии "стена в грунте". При строительстве пешеходных тоннелей под дорогами, насыпями, дамбами и др. применяют способ продавливания.
Пешеходные тоннели оборудуют средствами освещения, водоотвода, обогрева ступеней лестничных маршей и предусматривают помещения для размещения электротехнических устройств, ввода водопровода, водоотливной установки, хранения уборочного инвентаря и размещения эксплуатационного персонала.