Подсводного разреза

ПОДСВОДНОГО РАЗРЕЗА способ проходки (а. method of sub-соmposite section drivage; н. Tunnelvortrieb mit voreilenden Kalottenausbruch; ф. creusement d'une galerie avec calotte; и. metodo de avance empezando de chimenea у de ensanche en parte superior de tunel) — проведение выработок для подземных сооружений большого поперечного сечения (машинные залы и камеры подземных ГЭС, отдельные участки двухпутных железнодорожных и автодорожных тоннелей и др.), при котором из предварительно пройденной нижней направляющей штольни разрабатывают за один приём или уступами снизу вверх (в зависимости от высоты подземного сооружения и свойств грунта) восстающую выработку (разрез), а затем устраивают по обе стороны от неё вначале верхнее расширение (калотту), а затем нижнее (штроссу). По завершении этих работ возводят обделку. Способ применяется в крепких и устойчивых грунтах, где по каким-либо причинам (например, отсутствие соответствующих средств механизации) не может быть применён сплошного забоя способ проходки.

Грунт при разработке разреза и калотты сбрасывают на настил, уложенный по усиленным подхватами верхнякам нижней штольни. Оттуда он попадает в транспортные средства, перемещающиеся по выработке. Иногда (при использовании обделки из набрызг-бетона, при пересечении относительно слабых грунтов, при отсутствии необходимого бетоноукладочного оборудования и пр.) верхний свод обделки бетонируют вслед за разработкой калотты, а затем уже под него подводят стены.

Разработка грунта в выработках при подсводном разрезе осуществляется при наличии 2-3 плоскостей обнажения, что определяет характерную для этого способа работ экономию взрывчатых веществ (до 40% по сравнению со способом сплошного забоя).