Путепередвигатель

ПУТЕПЕРЕДВИГАТЕЛЬ (а. track moving machine; н. Gleisruckmaschine; ф. appareil а riper les voies, ripeuse de voies; и. grua por rieles) — машина, предназначенная для передвижки железнодорожный путей, в т.ч. многорельсовых, без разъединения их на отдельные звенья. Различают путепередвигатели непрерывного (ПНД) и цикличного (ПЦД) действия. Перенос рельсошпальной решётки с помощью ПНД осуществляется рельсозахватной роликовой системой, которая расположена в середине базы ходовой части (мостовой ПНД), или на специальной консоли (консольный ПНД), или в середине базы и на консоли (комбинированный ПНД). По способу передвижения путепередвигатели разделяются на самоходные, прицепные и встроенные (как специальный рабочий орган транспортно-отвальных мостов и многоковшовых экскаваторов). В CCCP на карьерах применяется самоходный комбинированный ПНД, смонтированный на 2 двухосных поворотных тележках; рельсозахватные системы его обеспечивают подъём пути на высоту до 0,3 м и смещение в горизонтальной плоскости на шаг 0,3 м, длина по автосцепкам 30,1 м, масса 96 т. Производительность машины на передвижке прямолинейных участков пути при скорости движения 8-12 км/ч без учёта послеукладочного ремонта достигает 2000-2500 м2/ч (или 2-2,5 км/ч на ширину 1 м). Широко используется также тракторный ПНД, оборудованный рельсозахватной роликовой системой, предназначенный для передвижки двухрельсовых путей и сконструированный на базе трактора Т-100. Тракторный ПНД производит передвижку пути при подъёме его на высоту до 0,35 м на шаг 0,5-1,5 м при рабочей скорости движения 3-5 км/ч. Производительность машины при передвижке прямолинейных участков без учёта послеукладочного ремонта путей достигает 800-1200 м2/ч (или 0,3-0,5 км/ч на ширину 2-2,5 м). На карьерах в CCCP применяются также ПНД, изготовленные на заводе "Лауххаммер" в ГДР. К основным недостаткам ПНД относятся быстрый износ роликов рельсозахватной системы, а также истирание рельсов, особенно при передвижке участков кривых. В перспективе рассматривается возможность замены их мощными электромагнитами.

ПЦД применяется для передвижки двухрельсового пути периодическим смещением его на шаг, соответствующий конструкции машины. Цикл передвижки включает установку на рельсы рельсозахватов подъёмно-рихтовочного механизма, подъём и смещение пути в горизонтальной плоскости, переезд машины к новому месту. В качестве ПЦД используются путевые ремонтные машины отечественного производства ПРМ-3М, МСШУ-3. Параметры этих машин позволяют смещать железнодорожный путь на шаг до 0,35 м при подъёме его до 0,45 м. Производительность ПРМ-3М и МСШУ-3 на передвижке пути составляет 100-150 м2/ч (или 60-70 м/ч на ширину 2-2,5 м). Совершенствование машин этого типа направлено на увеличение шага рихтовки (передвижки).