Путепереукладочные работы

 ПУТЕПЕРЕУКЛАДОЧНЫЕ РАБОТЫ (а. track relaying; н. Gleisruckarbeiten; ф. travaux de remaniement des voies; и. trabajos de tender los rieles, tendido de los carriles) — технологическое перемещение железнодорожных путей в карьерах. К технологическим перемещениям относятся переукладка передвижных путей из старой в новую заходку по мере её отработки в забоях или отсыпки на отвалах; разборка путей для производства взрывов с последующей укладкой; демонтаж и монтаж путевой решётки при временной консервации уступов или выходе их на предельный контур. Протяжённость перемещений железнодорожных путей на карьерах в CCCP достигает сотен км в год. В зависимости от физико-механических свойств разрабатываемых горных пород и ширины перемещения путепереукладочные работы производятся либо без разъединения рельсошпальной решётки на отдельных звеньях (передвижка), либо с разъединением (переукладка).

Передвижку применяют при перемещении двух- и многорельсовых путей многоковшовых, роторных, одноковшовых экскаваторов, транспортно-отвальных мостов и др. при разработке мягких горных пород. На некоторых карьерах с большим сроком эксплуатации эта технология по традиции используется для перемещения путей на плужных отвалах при складировании скальной горной массы. Процесс выполняется 2 способами — непрерывной и цикличной передвижкой рельсошпальной решётки. В перечень операций входят бульдозерная планировка подошвы уступа между старой и новой трассами; непосредственно передвижка рельсошпальной решётки челноковыми проходами путепередвигателя с непрерывным или цикличным действием на шаг, соответствующий его конструкции; послепередвижечный ремонт пути. К преимуществам технологии относятся отсутствие операций по разделению железнодорожных путей на отдельные звенья и высокая производительность; к недостаткам — большие объёмы планировочных работ, что затрудняет применение их при разработке рудных месторождений.

Реклама



Переукладка используется для перемещения двухрельсовых путей при разработке горных пород любой крепости при неограниченной ширине заходок. С 50-х гг. в этой технологии широко применяются железнодорожные стреловые краны. В перечень операций переукладки входят подготовка земляного полотна, разъединение звеньев пути, непосредственно переукладка пути звеньями или погрузка их в транспортные средства для перевозки к месту новой укладки, соединение звеньев пути на новой трассе, послеукладочный ремонт, балластировка, выправка пути в профиле и плане, шпалоподбивочные работы, контрольный промер и сдача в эксплуатацию. Применяются следующие основном способы: непосредственная переукладка пути со старой на новую трассу с применением железнодорожных кранов (шаг переукладки 14-16 м), гусеничных кранов (до 40 м), тракторных путеукладчиков (неограничен); переукладка звеньев пути на промежуточную трассу с последующей укладкой их на проектную железнодорожными кранами или с помощью гусеничных кранов; переукладка с перевозкой звеньев пути к новому месту укладки с помощью укладочных кранов с составом специализированных платформ или железнодорожных кранов с одной платформой.

Производительность технологической схемы переукладки преимущественно зависит от способа и производительности головной переукладочной машины. На подготовке земляного полотна применяется бульдозерная или скреперная техника. Операции по разъединению и соединению рельсовых стыков выполняются с помощью комплекта ручного механизированного инструмента. На балластировке используются вагоны-дозаторы, уплотнение балласта осуществляется шпалоподбивочными машинами. Послеукладочный ремонт выполняется различными типами путеремонтных машин с комплектом табельного ручного механизированного инструмента.

Высокие трудоёмкость и стоимость переукладки путей по сравнению с передвижкой обусловливаются большим шагом перемещения, сплошной балластировкой пути и высокой стоимостью балласта (табл.).

К основным тенденциям совершенствования технологических схем переукладки относятся широкое внедрение способов с применением гусеничных кранов; разработка рациональных конструкций тракторных путеукладчиков, а также создание специальных путеукладочных агрегатов.



Android-приложение
Отраслевые новости:
Аналитика