Самоходный вагон
САМОХОДНЫЙ ВАГОН челночный (а. self-propelled wagon; н. selbstfahrender Wagen, fahrbarer Wagen; ф. wagon navette automoteur; и. vagon automovil, vagon automotor, vagon automotriz) — транспортное средство, предназначенное для перемещения руд и пород в шахтах. Представляет собой бункер (кузов) на четырёхколёсном (реже шести- или восьмиколёсном) шасси (шарнирном или жёстком) с пневматическими шинами. Основная особенность конструкции — наличие в бункере (кузове) донного скребкового двухцепного (реже четырёхцепного) конвейера для распределения груза в кузове при загрузке его погрузочными машинами, перегружателями и т.п. и разгрузке на конечных пунктах. Выпускаются модификации вагона грузоподъёмностью от 2 до 25 т с постоянной и регулируемой высотой разгрузки. Самоходный вагон может передвигаться по горным выработкам с углом наклона до 12-15° без разворотов (челночно).
По типу привода различают самоходные вагоны электрические (питание постоянным током по кабелю, по троллейным проводам или от аккумуляторов либо переменным током по кабелю); дизельные (с механической, гидравлической или электрической трансмиссией) в рудничном нормальном или рудничном взрывобезопасном исполнении. Кабель питания с тремя (постоянный ток) или пятью (переменный ток) жилами наматывается на барабан, оснащённый кабелеукладчиком. Расстояние транспортирования определяется длиной кабеля и не превышает 350-400 м. Производительность самоходного вагона грузоподъёмностью 15 т (по мягким породам — углю, соли, гипсу и т.п.) до 450-600 т в смену.
Привод донного конвейера осуществляется или от отдельного электрического, или от дизельного двигателя. Скорость движения скребковой цепи 0,35-0,4 м/с, что обеспечивает разгрузку самоходного вагона за 45-70 с.
Основная базовая модель в CCCP — 5BC-15 грузоподъёмностью 15 т при вместимости кузова 10 м3 с питанием по кабелю. Габаритные размеры: шириной 2500 мм, высотой 1650 мм. На самоходные вагоны установлен трёхскоростной асинхронный двигатель и планетарный двухступенчатый колёсный редуктор.
За рубежом наиболее известны самоходные вагоны, которые производят фирмы: "Joy", "Jeffrey", "National Mine Service" (США) и "Ruhrtaller" (ФРГ).
Направление совершенствования самоходных вагонов: повышение эксплуатационной надёжности скребкового конвейера, улучшение манёвренно-скоростных качеств за счёт применения электрических и гидравлических трансмиссий с мотор-колёсами, более эффективных систем торможения и т.д. См. рис.