Самоходное оборудование

САМОХОДНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ подземное (а. self-propelled equipment, self-streered equipment; н. Gleislostechnik, automobile Betriebsmittel; ф. equipement automoteur; и. mecanismos moviles, LHD) — горные машины, снабжённые дизельными, пневматическими, электрическими и другими типами двигателей и способные самостоятельно передвигаться по подземным выработкам на пневмоколёсном или гусеничном ходу. Самоходное оборудование для комплексной механизации очистных и проходческих работ делится на основное технологическое и вспомогательное (рис.).

По назначению основное технологические самоходное оборудование подразделяется на буровые станки для бурения взрывных скважин диаметром 51-200 мм (см. Буровой станок), бурильные установки для бурения шпуров диаметром 32-50 мм (см. Буровая каретка), Погрузочные машины, экскаваторы, ковшовые погрузчики, Погрузочно-транспортные машины, автосамосвалы, самоходные вагоны. К вспомогательному самоходному оборудованию относятся: установки для заряжания шпуров и скважин (см. Зарядная машина), крепления горных выработок, автотележки для доставки грузов, горюче-смазочных материалов и перевозки людей, автокраны, бульдозеры, грейдеры, поливомоечные машины и др.

Общая особенность современного самоходного оборудования — наличие самоходного пневмоколёсного шасси с сочленённой или (реже) жёсткой рамой, состоящего из тягача и полурамы для установки на ней навесного рабочего оборудования (бурильных стрел, ковша, кузова и т.д.). По размерам самоходное оборудование делится на малогабаритное (ширина и высота до 2 м) и крупногабаритное.

Высокая мощность и производительность, способность преодолевать значительные расстояния и подъёмы в горных выработках, универсальность и другие достоинства самоходного оборудования в наибольшей степени отвечают требованиям добычи различных полезных ископаемых подземным способом и проходки горных выработок и тоннелей. Комплекс самоходного оборудования — система увязанных по основным параметрам и производительности машин, обеспечивающая механизацию технологических процессов очистных или проходческих работ.

Реклама



Технология подземной добычи руд при помощи самоходного оборудования в CCCP впервые разработана и прошла проверку в 1956-66 на рудниках Джезказганского горно-металлургического и Ачисайского полиметаллического комбинатов, где она обеспечивает более 80% всей подземной добычи. Положительный опыт работы этих предприятий стал основой программы технического перевооружения многих рудников (особенно по добыче руд цветных металлов). Самоходное оборудование на добыче руды и проходке горных выработок в различных горно-геологических условиях и системах разработки освоили в цветной металлургии CCCP более 60 рудников, которые обеспечивают свыше 50% общего объёма добычи руд цветных металлов подземным способом.

Применение на рудниках высокопроизводительных комплексов самоходного оборудования позволяет достигать высоких технико-экономических показателей: мощность шахт и рудников возросла в 2-3 раза, увеличилась интенсивность подготовки и разработки месторождений, уровень механизации и энерговооружённости труда повышен в 2-4 раза, производительность труда рабочих очистного забоя увеличена в 2-3 раза, на проходке — в 3-4 раза, несколько снизилась себестоимость добычи 1 т руды. В перспективе намечено значительное расширение применения самоходного оборудования на добыче руд цветных и чёрных металлов, горно-химического сырья и других полезных ископаемых, а также в транспортном и гидротехническом строительстве при проходке камер и тоннелей. Широко применяется самоходное оборудование за рубежом: в США (более 80% общего объёма подземной добычи руд и угля), в Канаде и Австралии (около 85%), в Европе (около 80%).

Наиболее распространено в мировой практике самоходное оборудование с дизельным приводом (более 80%). Основные особенности самоходного оборудования с дизельным приводом: манёвренность, наличие системы очистки отработанных газов, состоящей из каталитического и жидкостного нейтрализаторов.

Самоходное оборудование выпускается в нормальном рудничном и взрывобезопасном исполнении. В последнем случае в конструкции машин с дизельным приводом предусматриваются дополнительно пластинчатая защита во всасывающем и выхлопном каналах, выхлопной коллектор с водяным охлаждением, тепловое реле для отключения подачи топлива, патрубки для отбора проб отработанных газов, предохранительный водяной затвор, автоматическая порошковая пламегасительная установка. Пуск двигателя осуществляется пневмостартером; применяются ремни из антистатического негорючего материала, невоспламеняемые гидравлические жидкости.

Основные направления совершенствования самоходного оборудования: переход к изготовлению унифицированных агрегатов и комплексов машин на основе блочно-модульного принципа их конструирования, создание машин для специфических горнотехнических условий, изыскание эффективного нетоксичного автономного привода, применение дистанционного, программного и автоматизированного управления работой машин.