Шухов Владимир Григорьевич
ШУХОВ Владимир Григорьевич — русский советский инженер, учёный и изобретатель, почётный академик Академии Наук CCCP (1929; член-корреспондент с 1928), Герой Труда (1932). Член ВЦИК (1927). После окончания МВТУ (1876) работал в 1877-78 начальником чертёжного бюро Варшавской железной дороги в Петербурге, с 1878 главный инженер технической строительной конторы в Москве. После Великой Октябрьской социалистической революции работал в строительной конторе завода "Парострой" в Москве, затем на самом заводе (1917-39).
Шухов создал комплекс устройств, машин и приборов для добычи, транспортировки, хранения и переработки нефти, добился коренного улучшения системы нефтедобычи в России, предложив и применив впервые в мире способ подъёма нефти из скважины на поверхность путём закачки сжатого воздуха по трубе к забою скважины (способ "эрлифта", 1881).
Шухов рассчитал и построил первые круглые резервуары для хранения нефти (1883). По его проекту был построен первый в России нефтепровод длиной 10 км от Балаханских промыслов до Баку, на котором впервые в мировой практике был использован метод перекачки с подогревом. Шухов спроектировал и построил первые в мире нефтеналивные суда, представляющие собой самые крупные в то время в мире баржи грузоподъёмностью 12 000 т (длина до 172 м). Работа Шухова, посвящённая теории нефтепроводов (1884), — первое в мире исследование в области нефтяной гидравлики, ряд положений которого используется до настоящего времени.
Шухов — изобретатель крекинг-процесса, на основе которого им создана первая промышленная установка для перегонки нефти (1891). Шухов создал конструкции котлов, насосов, форсунок, мостов, башен, перекрытий и т.д. Шухов — создатель теории и проектов висящих сетчатых перекрытий (1895). Всего по проектам и под руководством Шухова построено около 500 мостов (в т.ч. через Оку, Енисей), 3240 резервуаров, 65 нефтеналивных судов, 21 элеватор, 8 доменных печей, водопроводы в 6 городах, десятки уникальных перекрытий различных зданий и сооружений (в т.ч. перекрытие Киевского вокзала и ГУМа в Москве), а также около 200 башен (Шаболовская телебашня в Москве и др.). Премия им. В. И. Ленина (1929).