Трубоукладочное судно

ТРУБОУКЛАДОЧНОЕ СУДНОТРУБОУКЛАДОЧНОЕ СУДНО (а. pipe laying vessel; н. Rohrverlegeschwimmkran; ф. navire pose-tubes; и. buque para instalacion de tuberias) — специализированное плавучее сооружение для укладки подводных трубопроводов. Широко используется при освоении морских нефтегазовых месторождений для укладки трубопроводов диаметром до 1420 мм на глубине до 600 м. Первые трубоукладочные суда появились в 40-50-х гг. 20 в.

Подводные трубопроводы на трубоукладочных судах могут сооружаться последовательным наращиванием сваркой секций труб, находящихся на палубе (рис.) или барабанным способом, при котором изготовленный на берегу трубопровод предварительно наматывается на барабаны.

Намотка на барабан возможна до 90 км труб диаметром от 100 до 400 мм. При укладке трубопровода на дно барабан непрерывно вращается, трубы укладываются на глубину до 300 м со скоростью до 4 км/ч. При спуске подготовленного на палубе трубопровода специальное устройство (стрингер) поддерживает его для предотвращения больших изгибов при выходе с трубоукладочных судов. Управление работой всех механизмов трубоукладочных судов и сварочной аппаратуры осуществляется с помощью ЭВМ (учитывается глубина моря, скорость волн и ветра, обеспечивается устойчивость трубоукладочных судов).

Различают несамоходные и самоходные трубоукладочные суда. Несамоходное трубоукладочное судно за сутки укладывает под водой более 1200 м сваренных труб диаметром 200- 800 мм. Продвижение вперёд трубоукладочных судов осуществляется с помощью лебёдок и якорных тросов.

Самоходное трубоукладочное судно укладывает стальные трубы со скоростью до 2,5 км/сутки. Автономность плавания трубоукладочных судов зависит от запаса (20 тысяч т и более) труб, взятых на борт. На большинстве трубоукладочных судов склад труб занимает до 70% верхней палубы. При спокойной погоде запаса труб хватает на 5-10 суток. Эксплуатация трубоукладочных судов зависит от погодных условий: трубоукладочное судно с обычным корпусом обеспечивает укладку трубопровода при волнении до 3-4 и ветре до 6-7 баллов, с корпусами типа катамаран или со стабилизирующими колоннами — при волнении до 5-6 и ветре до 7-9 баллов.

Основная перспектива развития трубоукладочных судов — замена стальных труб металлопластовыми, состоящими из 5 слоев (3 концентричных пластмассовых труб, стального плетёного каркаса между внутренней и средней трубами, стальной проволочной брони — между средней и наружной). Использование металлопластовых труб позволяет вести прокладку до 4 параллельных трубопроводов с одного судна, благодаря хорошей гибкости труб подводные трассы могут огибать препятствия на дне, проходить криволинейные участки.